2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Основы проектирования экобиозащитных систем_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.10 Основы проектирования экобиозащитных систем
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения «Основы проектирования экобиозащитных систем» являются:

- формирование у магистров принципов рационального проектирования элементов экобиозащитных систем, учитывающие конкретные условия эксплуатации;

- принципов работы, технические характеристики, конструктивные особенности устройств экобиозащитных систем;

- основных направлений совершенствования экобиозащитных систем.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-2 Способен использовать специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Использует специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении прикладных задач профессиональной деятельности
знает

Факторы экологического менеджмента

умеет

Определять цели и задачи предприятия в области охраны окружающей среды

владеет навыками

Проводить оценку влияния факторов на цели и задачи предприятия

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.1 Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Основы проектирования экобиозащитных систем

умеет

Обследование и экологическая оценка агроландшафтов

владеет навыками

Производственным экологический контролем

 
 
 
 
 
ПК-1 Способен планировать, документировать и проводить оценку экологической эффективности деятельности организации
ПК-1.2 Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
знает

Экологизацию и ресурсосбережение в применении удобрений

умеет

Производить экологический аудит и сертификация

владеет навыками

Агрохимическое обследование

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного
знает

Основные экологические факторы

умеет

Определять потенциальное влияние экологических факторов

владеет навыками

Выявлять факторы, имеющие отношение к

 
алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения.
производственной деятельности предприятия
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Основы проектирования экобиозащитных систем» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Современные экологические проблемы
 
Экологическая проектная деятельность
 
Производственный экологический контроль
 
Экологическое нормирование
 
Экология урбанизированных территорий
 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
 
Методы эколого-аналитических исследований
 
Философия и методология науки
 
Освоение дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
144/4
12
42
90
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
10
практической подготовки
6
20
44
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
144/4
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая часть
1.
 
Введение. Предмет, цель и задачи курса
3
8
10
6
1.1.
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Основы конструирования экобиозащитных устройств
3
8
4
4
1.2.
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
2 раздел. Контрольная точка № 1
2.
 
Контрольная точка № 1
3
2
2
2
КТ 1
2.1.
Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
3 раздел. Общая часть
3.
 
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
3
16
12
8
3.1.
4
Реферат, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Проектирование вентиляционных систем
3
16
6
6
3.2.
Реферат, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
4 раздел. Контрольная точка № 2
4.
 
Контрольная точка № 2
3
2
2
2
КТ 2
4.1.
Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
5 раздел. Общая часть
5.
 
Проектирование оборудования для защиты водной среды
3
18
10
8
5.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
3
14
6
4
5.2.
2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Круглый стол, Реферат
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
6 раздел. Контрольная точка № 3
6.
 
Контрольная точка № 3
3
2
2
2
КТ 3
6.1.
Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
7 раздел. Промежуточная аттестация
7.
 
Промежуточная аттестация
3
7.1.
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
86
144
42
12
 
Итого
90
144
42
12
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение. Предмет, цель и задачи курса
Введение. Предмет, цель и задачи курса
4/2
 
Основы конструирования экобиозащитных устройств
Основы конструирования экобиозащитных устройств
/-
 
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
4/-
 
Проектирование вентиляционных систем
Проектирование вентиляционных систем
/-
 
Проектирование оборудования для защиты водной среды
Проектирование оборудования для защиты водной среды
2/-
 
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
2/-
 
Итого
12
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Введение. Предмет, цель и задачи курса
Введение. Предмет, цель и задачи курса
Пр
6/-/2
 
Основы конструирования экобиозащитных устройств
Основы конструирования экобиозащитных устройств
Пр
4/2/2
 
Контрольная точка № 1
Контрольная точка № 1

Пр
2/-/-
 
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
Пр
8/2/2
 
Проектирование вентиляционных систем
Проектирование вентиляционных систем
Пр
6/2/2
 
Контрольная точка № 2
Контрольная точка № 2
Пр
2/-/-
 
Проектирование оборудования для защиты водной среды
Проектирование оборудования для защиты водной среды
Пр
8/2/-
 
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
Пр
4/2/-
 
Контрольная точка № 3
Контрольная точка № 3

Пр
2/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Введение. Предмет, цель и задачи курса
8
 
Основы конструирования экобиозащитных устройств
8
 
Контрольная точка № 1
2
 
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
16
 
Проектирование вентиляционных систем
16
 
Контрольная точка № 2
2
 
Проектирование оборудования для защиты водной среды
18
 
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
14
 
Контрольная точка № 3
2
 
Промежуточная аттестация
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы проектирования экобиозащитных систем» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Основы проектирования экобиозащитных систем».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение. Предмет, цель и задачи курса
Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.4
Л3.1
 
2
Основы конструирования экобиозащитных устройств
Л1.3, Л1.4
Л2.2, Л2.3, Л2.5
Л3.1
 
3
Контрольная точка № 1
Л1.2, Л1.4
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
4
Проектирование оборудования для защиты атмосферы
Л1.1, Л1.3
Л2.2, Л2.4, Л2.5
Л3.1
 
5
Проектирование вентиляционных систем
Л1.1, Л1.2
Л2.4, Л2.5
Л3.1
 
6
Контрольная точка № 2
Л1.1, Л1.3
Л2.1, Л2.4, Л2.5
Л3.1
 
7
Проектирование оборудования для защиты водной среды
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.3, Л2.5
Л3.1
 
8
Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов
Л1.1, Л1.3
Л2.1, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
9
Контрольная точка № 3
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
10
Промежуточная аттестация
Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.2, Л2.3, Л2.4
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Основы проектирования экобиозащитных систем»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ОПК-2.2:Использует специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и 
Производственный экологический контроль
x
Современные экологические проблемы
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
природопользования при решении прикладных задач профессиональной деятельности
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-1.1:Планирует и документирует экологическую эффективность деятельности организации
Агроэкологическое и агрохимическое обследование 
x
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Методы эколого-аналитических исследований
x
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-1.2:Проводит оценку и анализирует экологическую эффективность деятельности организации
Мониторинг безопасности
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическое нормирование
x
УК-1.2:Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения.
Методы и технологии научно-экологических исследований
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Производственный экологический контроль
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Основы проектирования экобиозащитных систем» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

 
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Основы проектирования экобиозащитных систем» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
10
 
КТ 2
Устный опрос
10
 
КТ 3
Устный опрос
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 9-7 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Устный опрос
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 9-7 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 3
Устный опрос
10
10 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 9-7 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Основы проектирования экобиозащитных систем» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Основы проектирования
 
экобиозащитных систем»
Контрольная работа № 1

Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:

1. Стратегия и тактика защиты среды обитания.

2. Характеристика методов и средств защиты среды обитания.

3. Классификация средств защиты и основные принципы их выбора и применения; обеспечение допустимого уровня негативного воздействия на среды обитания.

Контрольная работа № 2

Дайте письменное пояснение с примерами, актуальными для Ставропольского края по следующим вариантам:

1. Водное хозяйство промышленных предприятий: состав и свойства производственных сточных вод; режим водоотведения.

2. Схемы водообеспечения и водоотведения промышленных предприятий.

3. Особенности водоотводящих систем промышленных предприятий.

4. Использование производственных сточных вод и извлечение из них ценных веществ.

Контрольная работа № 3

1. Условия выпуска производственных сточных вод в городскую водоотводящую сеть.

2. Условия выпуска производственных сточных вод в водоемы.

3. Определение необходимой степени очистки производственных сточных вод.

4. Сооружения механической очистки производственных сточных вод: решетки, песколовки, усреднители, первичные отстойники, отстойники специального назначения гидроциклоны, сетчатые барабанные фильтры, фильтры, центрифуги и жидкостные сепараторы.

Перечень тем рефератов по разделам учебной дисциплины:

1. Проектирование вентиляционных систем

2. Проектирование отопительных систем

3. Проектирование полигонов

4. Проектирование систем отвода сточных вод.

5. Экобиозащитная техника.

6. Разработка системы удаления и очистки выбросов от производственного оборудования

7. Разработка системы очистки сточных вод от производственного процесса

8. Разработка системы защиты от шума в производственном помещении

9. Разработка системы сброса и утилизации отходов производства

10. Разработка системы производственного освещения

Вопросы для подготовки к зачету:

Теоретические вопросы:

1. Принципы естественного устройства биосферы. Факторы антропогенного воздействия, приводящие к нарушению экосистемы. Понятие экологически чистого производства.

2. Факторы антропогенного развития. Их влияние на окружающую среду.

3. Концепция устойчивого развития. Основные проблемы.

4. Экологическая доктрина России, основные задачи.

5. Экологически опасные виды производств и объектов.

6. Классификация видов загрязнений окружающей среды (по физико-химическим параметрам и по воздействию на компоненты окружающей среды).

7. Теоретические основы безотходной технологии. Три типа товарного производства.

8. Рециркуляция водных потоков и создание оборотных систем водоснабжения.

9. Критерии безотходности и экологичности производства.

10. Выбор технологической схемы экозащитного процесса с учетом химических, технологических и экологических факторов.

11. Источники и виды загрязнений гидросферы.

12. Классификация промышленных сточных вод и химических загрязнителей.

13. Современные методы очистки сточных вод от промышленных загрязнений.

 
14. Характеристика сельско-хозяйственных и бытовых стоков и методы очистки.

15. Классификация загрязнений, выбрасываемых в атмосферу. Виды промышленных газообразных выбросов.

16. Санитарно-защитные зоны.

17. Классификация процессов и аппаратов, используемых для очистки выбросов в атмосферу.

18. 26.Очистка газовых выбросов от газообразных примесей.

19. Источники твердых отходов, их свойства.

20. Проблема и методы переработки твердых промышленных отходов.

21. Современные химико-технологические системы комплексной переработки отходов.

22. Устойчивость и безопасность окружающей природной среды (ОС). Принципы устойчивости биосферы.

23. Понятие отходов. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации отходов.

24. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов). Организация обращения с отходами.

25. Документирование деятельности по обращению с отходами. Паспортизация и сертификация отходов. Паспортизация опасных отходов.

26. Круговорот веществ – важный принцип устойчивости экосистем. Биогенные элементы. Биогеохимический цикл углерода.

27. Биогеохимические циклы водорода и кислорода.

28. Биогеохимические циклы азота и серы,

29. Биогеохимические циклы фосфора и металлов.

30. Самоочищающая способность экосистем: биотические и абиотические процессы. Деятельность микроорганизмов в почве, воде, воздухе. Параметры устойчивости экосистем.

31. Источники образования твердых отходов: сточные воды. Источники и виды загрязнений гидросферы. Виды сточных вод.

32. Виды загрязнений производственных сточных вод. Современные методы очистки сточных вод от промышленных загрязнений.

33. Сельскохозяйственные и бытовые стоки и методы их обработки.

34. Осадки сточных вод и методы их переработки и утилизации.

35. Биологические методы переработки. Метановое сбраживание. Компостирование. Вермикуляция.

36. Термические методы обезвреживания отходов. Виды и принципы переработки. Устройство технологического оборудования.

37. Источники образования твердых отходов: газовоздушные выбросы. Методы обезвреживания. Гравитационное осаждение. Фильтрация. Абсорбция. Хемосорбция. Принципы абсорбционной очистки.

38. Переработка промышленных отходов. Переработка нерадиоактивных отходов. Складирование. Захоронение на полигонах.

39. Гигиенические требования к выбору способов захоронения промышленных отходов (твердых, пылевидных, пастообразных).

40. Переработка промышленных отходов. Термообработка. Переработка шламов (гальванического, нефтяного) и шлаков (металлургия).

41. Особенности переработки отходов по отраслям промышленности. Комплексные системы переработки отходов.

42. Источники и переработка радиоактивных отходов. Особенности захоронения радиоактивных отходов.

43. Источники образования и методы переработки отходов с высоким содержанием органических веществ. Специфика методов переработки.

44. Биоэнергетика на отходах (химическое окисление, термическая газокогенерация, биологическое брожение).

45. Переработка отходов сельскохозяйственной промышленности. Биогазоэнергетические установки. Аэробные и анаэробные методы обеззараживания отходов с/х. Принципы и виды переработки. Биокомпостирование.

 
46. Классификация городских отходов. Муниципальные системы управления городскими отходами.

47. 60.Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации и переработки.

48. Общие принципы и методы переработки нерадиоактивных отходов.

49. Методы удаления и переработки радиоактивных отходов в зависимости от агрегатного состояния.

50. Дополнительные источники образования твердых промышленных отходов: сточные воды, газовоздушные выбросы.

51. Методы переработки и утилизации осадков и шламов.

52. Основные источники образования и пути утилизации органических отходов.

53. Биоэнергетика на твердых отходах (прямое сжигание, термическая газогенерация, биологическое брожение).

54. Методы обеззараживания и утилизации осадков бытовых сточных вод.

55. Особенности подготовки и механической обработки твердых бытовых отходов.

56. Измельчение и компактирование твердых бытовых отходов.

57. Процессы «сухой» механизированной сепарации (сортировки) отходов.

58. Специфика программ мониторинга в системе обращения с отходами.

59. Лицензирование деятельности по обращению с отходами.

60. Современные методы обеспечения аналитического контроля и идентификации отходов

Практико-ориентированные задания:

Схемы комплексной сортировки и переработки отходов.

1. Механизмы распространения промышленно-транспортных загрязнений. Факторы, влияющие на степень загрязнения атмосферного воздуха.

2. Механизмы трансформации загрязнений в окружающей среде. Изменение концентрации озона в тропосфере и стратосфере. Механизм разрушения озона. Парниковые газы. Кислотные осадки. Фотохимический смог. Тепловые аномалии.

3. Требования к ресурсосберегающей технологии. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий.

4. Требования, предъявляемые к безотходному производству.

5. Требования к сырью, материалам и энергоресурсам при организации.

6. Требования к составу и свойствам воды. Типы лимитирующих показателей вредности (ЛПВ) в зависимости от вида водопользования

7. Методы «сухой» очистки газовых выбросов от аэрозолей.

8. Методы «мокрой» очистки газовых выбросов от аэрозолей.

9. Методы переработки и хранения отходов. Организация полигонов отходов.

10. Методы сортировки отходов. Использование отходов производства.

11. Технологии переработки бытового мусора. Складирование и захоронение. Полигоны отходов: требования, принципы проектирования.

12. Методы сжигания отходов. Получение энергии. Экологические аспекты сжигания.

13. Технологии биотермического аэробного компостирования. Технологии анаэробного сбраживания и получения биогаза на полигонах отходов.

14. Технологии переработки отходов, содержащих пластиковые бутылки (полиэтилентерефталата ПЭТФ), макулатуру, металлолом, бутылочное стекло и стеклянный бой.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Красс М. С. Моделирование эколого-экономических систем [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 272 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1072253 
 
Л1.2 Ясовеев М. Г., Стреха Н. Л. Экологический мониторинг и экологическая экспертиза [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398645 
 
Л1.3 Ветошкин А. Г., Таранцева К. Р. Технология защиты окружающей среды (теоретические основы) [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 362 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=399285 
 
Л1.4 Ветошкин А. Г., Таранцева К. Р. Техногенный риск и безопасность [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 198 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=399283 
 
дополнительная
 
Л2.1 Семендяева Н. В., Мармулев. А. Н., Добротворская Н. И. Методы исследования почв и почвенного покрова [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Новосибирск: НГАУ, 2011. - 202 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4578 
 
Л2.2 Непомнящий О. В., Вейсов Е. А. Проектирование сенсорных микропроцессорных систем управления [Электронный ресурс]:моногр.. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 149 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=442126 
 
Л2.3 Ясовеев М. Г., Какарека Э. В. Промышленная экология [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 292 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=404991 
 
Л2.4 Мазлоев В. З., Сапогова Г. В. Управление технологическими процессами и системами в растениеводстве [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010. - 241 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=494873 
 
Л2.5 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 582 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=385871 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Е. Е. Степаненко, Ю. А. Мандра, С. В. Окрут, Т. Г. Зеленская ; Ставропольский ГАУ Основы проектирования экобиозащитных систем:учеб. пособие. - Ставрополь: Секвойя, 2019. - 564 КБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения учебной дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке магистра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.

Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим

 
мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:

− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

При изучении дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем.

Первая тема «Введение. Предмет, цель и задачи курса». Цель: формирование у студентов представления об антропогенном воздействии технологий на окружающую среду.Основные задачи: выявить уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; рассмотреть приоритеты охраны окружающей среды; изучить основныенаправления воздействий технологий на окружающую среду. После изучения темы студент должен знать: уровни антропогенного воздействия технологий на окружающую среду; приоритеты охраны окружающей среды; основныенаправления воздействий технологий на окружающую среду. Студент должен уметь: применять принципы антропогенного воздействия технологий на окружающую среду, определять возможные пути обеспечения экологической безопасности производства.

Вторая тема «Основы конструирования экобиозащитных устройств». Цель: формирование у студентов представления и навыков конструирования экобиозащитных устройств.Основные задачи: рассмотреть организационные мероприятия управления экобиозащитных устройств;изучить основы конструирования экобиозащитных устройств;изучить методы загрязнения окружающей среды. После изучения темы студент должен знать: организационные мероприятия управления экобиозащитных устройств; информационные технологии в управлении экобиозащитных устройств. Студент должен уметь: провести оценку воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности

Третья тема «Проектирование вентиляционных систем». Цель: актуализация и закрепление у студентов знаний в области проектирования вентиляционных систем. Основные задачи: рассмотреть общие требования снижения вредного воздействия на окружающую среду; выявить ответственность за решения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. После изучения темы студент должен знать: общие требования снижения вредного воздействия на окружающую среду; ответственность за решения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Студент должен уметь: провести проектирование вентиляционных систем; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности.

Четвертая тема «Проектирование оборудования для защиты водной среды». Цель: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере защиты водной среды. Основные задачи: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере защиты водной среды. После

изучения темы студент должен знать- современные методы и оборудование для защиты водной среды. Студент должен уметь: провести проектирование оборудования для защиты водной среды; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности.

Пятая тема «Проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов». Цель: формирование у студентов знаний, умений и навыков в проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Основные задачи: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. После изучения темы студент должен знать-современные методы проектирования полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Студент должен уметь: провести проектирование полигонов по обезвреживанию токсичных промышленных отходов; разработать природоохранные мероприятия для обеспечения экологической безопасности.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
2. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
95/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ Доцент  , К.б.н.  Степаненко Е. Е.
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент  , Д.б.н. Окрут С.В.
 
_______________________  Доцент , К.х.н. Шипуля А.Н.
 
Рабочая программа дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Основы проектирования экобиозащитных систем» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование