2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Производственный экологический контроль_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.09 Производственный экологический контроль
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Производственный экологический контроль» является формирование способности к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с направлением профиля подготовки.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-2 Способен использовать специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Использует специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении прикладных задач профессиональной деятельности
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен планировать в системе экологического менеджмента в организации
ПК-2.1 Определяет неблагоприятные влияния (риски) и потенциально благоприятные влияния (возможности) на окружающую среду
знает

Основные экологические ценности организации.

умеет

Обеспечивать систему осведомления работников предприятия.

владеет навыками

Обеспечивать осведомленности работников об экологических ценностях организации.

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен планировать в системе экологического менеджмента в организации
ПК-2.2 Разрабатывает и планирует действия по достижению экологических целей в организации
знает

Основные этапы экологического менеджмента.

умеет

Обеспечивать систему внутреннего объема информацией. Работа с экологической документацией.

владеет навыками

Разработка системы обмена информацией при осуществлении экологического менеджмента на предприятии.

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей
знает

умеет

владеет навыками

 
разработке. Предлагает способы их решения.
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Производственный экологический контроль» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Производственный экологический контроль» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Производственный экологический контроль» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Дистанционное зондирование 
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Методы и технологии научно-экологических исследований
 
Экология урбанизированных территорий
 
Мониторинг безопасности
 
Обследование и экологическая оценка территории
 
Основы проектирования экобиозащитных систем
 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
 
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
 
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
 
Социальный менеджмент
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Производственный экологический контроль» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
180/5
12
42
90
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
12
практической подготовки
6
20
44
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
180/5
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая часть
1.
 
Производственный экологический контроль- важный элемент управления качеством окружающей среды.
1
18
14
1.1.
4
10
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос, Реферат
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.2
 
Средства производственного экологического контроля
1
18
14
1.2.
4
10
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос, Реферат
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.2
 
2 раздел. Контрольная точка №1 
2.
 
Контрольная точка №1
1
18
6
КТ 1
2.1.
6
Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.2
 
3 раздел. Общая часть
3.
 
Производственный экологический контроль на объектах размещения отходов
1
18
14
3.1.
4
10
Реферат, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.2
 
4 раздел. Контрольная точка №2
4.
 
Контрольная точка №2
1
18
6
КТ 2
4.1.
6
Устный опрос
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.2
 
5 раздел. Промежуточная аттестация
5.
 
Промежуточная аттестация
1
5.1.
УК-1.2, ОПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.2
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
90
180
12
42
 
Итого
90
180
12
42
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Производственный экологический контроль- важный элемент управления качеством окружающей среды.
Производственный экологический контроль- важный элемент управления качеством окружающей среды.
4/2
 
Средства производственного экологического контроля
Средства производственного экологического контроля
4/-
 
Производственный экологический контроль на объектах размещения отходов
Производственный

экологический контроль на объектах размещения отходов

4/2
 
Итого
12
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
18
 
Средства производственного экологического контроля
18
 
Контрольная точка №1 
18
 
Производственный

экологический контроль на объектах размещения отходов

18
 
Контрольная точка №2
18
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Производственный экологический контроль» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Производственный экологический контроль».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Производственный экологический контроль».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Производственный экологический контроль».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Производственный экологический контроль- важный элемент управления качеством окружающей среды.
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.3
Л3.1
 
2
Средства производственного экологического контроля
Л1.1, Л1.5
Л2.1, Л2.5
Л3.1
 
3
Контрольная точка №1
Л1.2, Л1.3
Л2.2, Л2.4, Л2.6
Л3.1
 
4
Производственный экологический контроль на объектах размещения отходов
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.6
Л3.1
 
5
Контрольная точка №2
Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.6
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Производственный экологический контроль»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ОПК-2.2:Использует специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении прикладных задач профессиональной деятельности
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
Современные экологические проблемы
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-2.1:Определяет неблагоприятные влияния (риски) и потенциально 
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Дистанционное зондирование 
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
благоприятные влияния (возможности) на окружающую среду
Методы эколого-аналитических исследований
x
Научно-исследовательская работа
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
x
Экологическое нормирование
x
Экология урбанизированных территорий
x
ПК-2.2:Разрабатывает и планирует действия по достижению экологических целей в организации
Мониторинг безопасности
x
Научно-исследовательская работа
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Преддипломная практика
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Фитосанитарная безопасность агроэкосистем
x
УК-1.2:Осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации. Определяет в рамках выбранного алгоритма вопросы (задачи), подлежащие дальнейшей разработке. Предлагает способы их решения.
Методы и технологии научно-экологических исследований
x
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
x
Обследование и экологическая оценка территории
x
Основы проектирования экобиозащитных систем
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Производственный экологический контроль» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Производственный экологический контроль» проводится в виде Экзамен.

 
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
 
КТ 2
Устный опрос
15
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной

Критерии оценки ответа на экзамене
 
программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат

 
ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Производственный экологический контроль»
Контрольная точка №1

1. Назовите формы проведения внеплановых проверок

2. Назовите случаи, при которых может проводиться внеплановая проверка

3. Назовите особенности проведения внеплановой проверки деятельности предприятия органами государственного экологического контроля.

4. Назовите виды контроля в области охраны окружающей среды в РФ

5. Назовите субъекты общественного экологического контроля

6. Раскройте содержание термина «экологическое право». Перечислите основные его источники в нашей стране

7. Перечислите основные направления экологической политики России на современном этапе.  

8. Назовите виды национального мониторинга РФ.

9. Что является служебной обязанностью экологического подразделения на предприятии?

10. Какая основная статья в экологическом контроле?

11. Какие выделяют виды агентов, поступающие в окружающую среду?

12. Какие основные источники загрязнения водных объектов и почему?

13. Что может произойти при недостаточном дренаже почвы?

Контрольная точка №2

1. Дайте определение понятию экологический менеджмент.  

2. Назовите основные цели экологического менеджмента  

3. Назовите стандарт, в котором изложены требования к системе экологического менеджмента?  

4. Дайте определение экологическому сертификату соответствия  

5. Что собой представляет ПЭК?

6. Что включает в себя разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)?  

7. Как характеризуется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие - отходы производства и потребления?  

8. Как характеризуется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понятие – обращение с отходами?  

9. Что такое паспорт отхода и что в нем содержиться?  

10. Сколько классов опасности установлено для отходов?  Кратко опишите их

11. В каком документе указан перечень документов, представляемых организацией для получения лицензии?

12. Какие нормативные акты регулируют обращение с отходами?

13. Как проявляется дисциплинарная ответственность экологический проступок?

Темы рефератов .

1. Роль производственного экологического контроля в обеспечении экологической безопасности на предприятиях.

2. Нормативно-правовое регулирование производственного экологического контроля в России.

3. Основные принципы организации производственного экологического контроля на

 
предприятиях.

4. Методы и инструменты производственного экологического контроля.

5. Роль мониторинга окружающей среды в системе производственного экологического контроля.

6. Оценка воздействия производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

7. Система управления отходами на предприятиях и её роль в производственном экологическом контроле.

8. Экологические аспекты использования природных ресурсов в производственной деятельности.

9. Роль экологического образования и просвещения в повышении экологической ответственности сотрудников предприятий.

10. Международные стандарты и практика производственного экологического контроля.

11. Проблемы и перспективы развития производственного экологического контроля в России.

12. Роль производственного экологического контроля в снижении негативного воздействия на окружающую среду.

13. Анализ эффективности системы производственного экологического контроля на примере конкретного предприятия.

14. Роль общественных организаций и гражданского общества в контроле за соблюдением экологических норм на предприятиях.

15. Внедрение современных технологий и инноваций для повышения эффективности производственного экологического контроля.

16. Экономические аспекты производственного экологического контроля и их влияние на деятельность предприятий.

17. Роль производственного экологического контроля в сохранении биоразнообразия и природных ресурсов.

18. Проблемы и перспективы внедрения систем производственного экологического контроля на малых и средних предприятиях.

19. Роль производственного экологического контроля в обеспечении безопасности труда и здоровья сотрудников.

20. Анализ существующих систем производственного экологического контроля и их эффективности.

Вопросы к дифференцированному зачету.

1. Цели, функции и формы экологического контроля.

2. Система видов экологического контроля (государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль) и их организация.

3. Экологическая служба предприятия.

4. Направления деятельности производственного экологического контроля на предприятии.

5. Формы учетной документации по экологическому контролю.

6. Программы и графики производственного экологического контроля.

7. Проверка и обеспечение выполнения требований экологического законодательства.

8. Законодательное регулирование производственного экологического контроля.

9. Классификация средств экологического контроля.

10.Современное аналитическое оборудование для экологического контроля.

11.Контроль загрязняющих веществ в воздухе.

12.Обобщенные показатели при контроле загрязнения сточных вод.

13.Методы контроля загрязнения почв.

14.Организация контроля за работой газоочистного оборудования.

15.Экологический паспорт источников загрязнений.

16.Производственный экологический контроль на объектах размещения отходов.

17.Идентификация состава и контроль объема отходов, поступающих на захоронение. Радиометрические исследования.

18.Контроль система сбора, дегазация и утилизация биогаза.

 
19.Контроль фильтрационных вод и эффективности очистки загрязненных стоков.

20.Организация экологического контроля.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Собгайда Н. А. Методы контроля качества окружающей среды [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2019. - 112 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019765 
 
Л1.2 Крассов О. И. Экологическое право [Электронный ресурс]:Учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2021. - 528 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=369480 
 
Л1.3 Широков Ю. А. Экологическая безопасность на предприятии [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 360 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/183796 
 
Л1.4 Широков Ю. А. Техносферная безопасность: организация, управление, ответственность [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 408 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206426 
 
Л1.5 Дмитренко В. П., Сотникова Е. В., Кривошеин Д. А. Экологическая безопасность в техносфере [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 524 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212375 
 
дополнительная
 
Л2.1 Гарнов А. П., Краснобаева О. В. Аспекты экологической ответственности хозяйствующих субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 190 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1080557 
 
Л2.2 Калинин В. М., Рязанова Н. Е. Экологический мониторинг природных сред [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 203 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=496984 
 
Л2.3 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр. ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 582 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019360 
 
Л2.4 Соболева С. В., Есякова О. А. Производственный экологический контроль [Электронный ресурс]:лаборатор. практикум для студентов магистратуры по направлению подготовки 18.04.01 «Химическая технология», направленность «Химические технологии защиты окружающей среды», всех форм обучения. - Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. - 102 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/195217 
 
Л2.5 Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Экология растений в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]:учебник для вузов ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Юрайт, 2022. - 336 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491457 
 
Л2.6 Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Экология растений в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]:учебник для вузов ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Юрайт, 2022. - 352 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489280 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Е. Е. Степаненко, В. А. Халикова, М. С. Бабанский, О. С. Зверева ; Ставропольский ГАУ Производственный экологический контроль:учеб. пособие. - Ставрополь, 2023. - 2,45 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций будущего магистра.Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления.

Для успешного осуществления самостоятельной работы необходимы:

1. Комплексный подход организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы;

2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой;

3. Обеспечение контроля за качеством усвоения.

Методические материалы по самостоятельной работе студентов содержат целевую установку изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые магистрант может выполнять определенные виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), методические указания для студентов.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

90/АДМ

специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Производственный экологический контроль»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ Доцент  , К.б.н. Степаненко Е.Е.
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент  , Д.б.н. Лысенко И.О.
 
_______________________ Доцент , К.б.н.,  Окрут С.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Производственный экологический контроль» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Производственный экологический контроль» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование