УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Основные составляющие экологического менеджмента на предприятии
умеет
Поддержание системы экологического менеджмента
владеет навыками
Обеспечение осведомленности работников об экологических ценностях организации
Основные этапы разработки проекта
умеет
Разрабатывать задачи, необходимые для достижения поставленной предприятием цели
владеет навыками
Разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Отходами , разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы.
менеджмента
регулирования деятельности по обращению с отходами
твердыми коммунальными отходами
контролю
Отходами , разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы.
экологического менеджмента
менеджмента
регулирования деятельности по обращению с отходами
по обращению с отходами
твердыми коммунальными отходами
1. Рабочую программу дисциплины «Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Процессы утилизации отходов в исторической перспективе.
2. Проблема отходов в современном законодательстве Российской Федерации.
3. Классификация отходов и основные подходы к процессу их утилизации.
5. Сбор и обезвреживание фильтрата.
6. Добыча и утилизация биогаза.
Типовые задания репродуктивного (реконструктивного) уровня (оценка умений): Дайте характеристику, приведите примеры, проведите сравнение:
- Виды и масштабы воздействия человека на окружающую природную среду.
- Как определить преимущество того или иного варианта природозащитного мероприятия?
- Загрязнение почвы и его последствия Тестовые задания
Задание № 1.
По какому критерию (признаку) ресурсы подразделяют на категории «реальные» и
«потенциальные»:
□ - по степени изученности
□ - по происхождению
□ - по признаку исчерпаемости и возобновимости
□ - по техническим возможностям эксплуатации
□ - по характеру торговли природным сырьем
□ - по экономическим возможностям возмещения
□ - по величине запасов и хозяйственной значимости
□ - по основным направлениям использования в промышленности
Задание № 2.
Согласно какой классификации природные ресурсы подразделяют по признаку исчерпаемости и возобновимости:
□ - генетической
□ - экологической
□ - хозяйственной
Контрольная точка № 2
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Какова взаимосвязь между ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической характеристики среды?
2. В чём специфика комплексных нормативов качества?
3. Механическая очистка.
4. Биологическая очистка методом
5. Аэрации и методом биофильтрации. Типовые задания (оценка умений):
Дайте характеристику, приведите примеры:
- Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду. Тестовые задания
Задание № 1.
Заполните пропуск:
«Целью проведения ОВОС является _ и воздействия этой деятельности на
окружающую среду и связанных с ней социальных взаимодействия особей»
□ - оценка
□ - предотвращение
□ - мониторинг
□ - смягчение
Задание № 2.
Вставьте два пропущенных слова в следующее определение: «Римский клуб – это
международная организация, объединяющая ученых, общественных деятелей,
деловых людей более 30 стран мира»:
1) правительственная,
3) коммерческая,
2) неправительственная,
Контрольная точка № 1 Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Лицензионные требования и условия.
2. Процедура лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. Типовые задания (оценка умений):
Дайте характеристику, приведите примеры:
- Содержание и оформление обоснования деятельности по обращению с опасными отходами. Типовые задания (оценка навыков):
Приведите примеры описывающие процедуру лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами.
Контрольная точка № 3
Типовые вопросы (оценка знаний):
1. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов). Организация обращения с отходами.
2. Документирование деятельности по обращению с отходами. Паспортизация и сертификация отходов. Паспортизация опасных отходов Типовые задания (оценка умений):
Дайте характеристику, приведите примеры:
- Обращение с опасными и твердыми коммунальными отходами Типовые задания (оценка навыков):
Приведите примеры (раздел проекта) описывающие экологическую экспертизу проектов строительства полигонов
Задание № 1
Выделите два классификационных признака, характеризующие водные ресурсы:
□ - возобновимые □ - исчерпаемые
□ - невозобновимые □ - неисчерпаемые
Задание № 2
Самым известным докладом Римскому клубу считается доклад под названием:
□ - «Стратегия выживания»
□ - «Пределы роста»
□ - «Цели для человечества»
□ - «За пределами века расточительства»
□ - «Энергия: обратный счет»
□ - «Третий мир: три четверти мира»о обращению с опасными отходами.
□ - «Будущее мировой экономики»
1. Основы законодательства в области обращения с отходами , разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы.
2. Изучение нормативно- правовой базы обращения с отходами.
3. Обращение с опасными отходами сельскохозяйственного производства.
4. Обоснование обращения с опасными отходами сельского хозяйства.
5. Порядок учёта в области обращения с отходами.
6. Обоснование обращения с опасными отходами сельского хозяйства.
7. Нормирование воздействия отходов сельскохозяйственного производства на окружающую среду.
7. Изучение нормативов образования отходов на предприятии.
8. Проект нормативов образования отходов и лимите на размещение на предприятии.
9. Способы расчёта нормативов образования отходов для предприятия.
10. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами сельскохозяйственного производства.
11. Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами.
12. Экономический механизм природопользования.
13. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами сельскохозяйственного производства.
14. Этапы получения лицензии на деятельность по обращению с отходами.
15. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами сельскохозяйственного производства.
16. Федеральный классификационный каталог отходов.
17. Государственный реестр объектов размещения отходов.
18. Образование населения в области обращения с отходами.
19. Обращение с опасными и твердыми коммунальными отходами сельскохозяйственного производства.
20. Обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
21. Экономика замкнутого цикла в отношении отходов сельского хозяйства.
22. Проектирование и эксплуатация полигонов по захоронению отходов сельскохозяйственного производства.
23. Нормы создания полигонов для тко.
24. Организация устройств для обезвреживания токсичных отходов.
25. Эксплуатация полигонов для обезвреживания токсичных отходов.
Вопросы для экзамена
1. Принципы создания экологически чистых и комплексных малоотходных технологий.
2. Требования, предъявляемые к безотходному производству.
3. Теоретические основы безотходной технологии.
4. Критерии безотходности и экологичности производства.
5. Выбор технологической схемы экозащитного процесса с учетом химических, технологических и экологических факторов.
6. Классификация процессов и аппаратов, используемых для очистки выбросов в атмосферу.
7. Методы «сухой» очистки газовых выбросов от аэрозолей.
8. Методы «мокрой» очистки газовых выбросов от аэрозолей.
9. Очистка газовых выбросов от газообразных примесей.
10. Проблема и методы переработки твердых промышленных отходов.
11. Современные химико-технологические системы комплексной переработки отходов.
12. Методы переработки и хранения отходов сельскохозяйственного производства. Организация полигонов отходов.
13. Методы сортировки отходов. Использование отходов производства.
14. Понятие отходов. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации отходов.
15. Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов). Организация обращения с отходами.
16. Документирование деятельности по обращению с отходами. Паспортизация и сертификация отходов. Паспортизация опасных отходов.
17. Биологические методы переработки. Метановое сбраживание. Компостирование. Вермикуляция.
18. Термические методы обезвреживания отходов сельскохозяйственного производства. Виды и принципы переработки. Устройство технологического оборудования.
19. Источники образования твердых отходов: газовоздушные выбросы. Методы обезвреживания. Гравитационное осаждение. Фильтрация. Абсорбция. Хемосорбция. Принципы абсорбционной очистки.
20. Переработка промышленных отходов. Переработка нерадиоактивных отходов. Складирование. Захоронение на полигонах.
21. Гигиенические требования к выбору способов захоронения промышленных отходов (твердых, пылевидных, пастообразных).
22. Переработка промышленных отходов. Термообработка. Переработка шламов (гальванического, нефтяного) и шлаков (металлургия).
23. Особенности переработки отходов по отраслям промышленности. Комплексные системы переработки отходов.
25. Источники образования и методы переработки отходов с высоким содержанием органических веществ. Специфика методов переработки.
26. Биоэнергетика на отходах (химическое окисление, термическая газокогенерация, биологическое брожение).
27. Переработка отходов промышленности. Биогазоэнергетические установки. Аэробные и анаэробные методы обеззараживания отходов с/х. Принципы и виды переработки. Биокомпостирование.
28. Технологии переработки бытового мусора. Складирование и захоронение. Полигоны отходов: требования, принципы проектирования.
29. Методы сжигания отходов. Получение энергии. Экологические аспекты сжигания.
30. Технологии биотермического аэробного компостирования. Технологии анаэробного сбраживания и получения биогаза на полигонах отходов.
31. Классификация городских отходов. Муниципальные системы управления городскими отходами.
32. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации и переработки.
33. Общие принципы и методы переработки нерадиоактивных отходов.
34. Методы удаления и переработки радиоактивных отходов в зависимости от агрегатного состояния.
35. Дополнительные источники образования твердых промышленных отходов: сточные воды, газовоздушные выбросы.
36. Методы переработки и утилизации осадков и шламов.
37. Основные источники образования и пути утилизации органических отходов.
38. Биоэнергетика на твердых отходах (прямое сжигание, термическая газогенерация, биологическое брожение).
39. Методы обеззараживания и утилизации осадков бытовых сточных вод.
40. Особенности подготовки и механической обработки твердых бытовых отходов.
41. Измельчение и компактирование твердых бытовых отходов.
42. Процессы «сухой» механизированной сепарации (сортировки) отходов.
43. Схемы комплексной сортировки и переработки тходов.
44. Специфика программ мониторинга в системе обращения с отходами.
45. Лицензирование деятельности по обращению с отходами.
46. Современные методы обеспечения аналитического контроля и идентификации отходов.
Первая тема «Основы законодательства в области обращения с отходами» посвящена вопросам Федеральное законодательства и законодательству субъектов РФ, требованиям к физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами сельскохозяйственного производства. Изучение данной темы способствует формированию навыков анализа норм и инструментов воздействия по снижению антропогенной нагрузки на территорию.
Вторая тема «Обращение с опасными отходами» формирует умение выявлять виды снижения антропогенной нагрузки.
Третья тема «Нормирование воздействия отходов на окружающую среду», дает характеристику нормативам предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, нормированию образования отходов, лимитированию размещения отходов.
Четвертая темы «Экономические механизмы регулирования деятельности по обращению с отходами» важна для получения знаний экономических основ оценки воздействия планируемых сооружений и форм хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Пятая тема «Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами» включает объяснение процедуры лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами.
Шестая тема «Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами» рассматривает пути снижения эколого-технологических затрат по обращению с отходами сельскохозяйственного производства, формируя владения методами рационального использования земельных ресурсов и навыками анализа норм воздействия по снижению антропогенной нагрузки на территорию.
Седьмая тема «Обращение с опасными и твердыми коммунальными отходами» формирует знания по порядку осуществления и транспортировки твердых коммунальных отходов, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов.
Восьмая темы «Проектирование и эксплуатация полигонов по захоронению отходов» формирует умение выявлять виды снижения антропогенной нагрузки, а так же владение методами оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду.
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.