2024-2025_13_03_02-набор_2022-Электроэнергетика_plx_Экология_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.06 Экология
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экология» является изучение теоретических основ связи природы и общества в системе «биосфера - человек», оценки и прогнозирования результатов воздействия различных отраслей промышленности на природную среду, эколого-экономических механизмах по сохранению и защите окружающей природной среды.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Анализирует факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
знает

основных факторов вредного воздействия на объекты окружающей среды

умеет

анализировать факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

владеет навыками

владения методами анализа факторов вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
знает

возможных угроз для жизни и здоровья человека, для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

умеет

выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

владеет навыками

выявления возможных угроз для жизни и здоровья человека, и поддержание безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития

 
общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экология» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экология» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Освоение дисциплины «Экология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экология» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
2
72/2
18
18
36
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
4
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
2
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. 
1.
 
Введение: Предмет экология. Методы экологии 
2
4
3
1
1.1.
2
Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Общие закономерности действия эко-логических факторов на организмы. Адаптации организмов.
2
4
4
2
1.2.
2
Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Основные абиотические и биотические экологические факторы и адаптации к ним организмов.
2
4
4
2
1.3.
2
Устный опрос, Реферат
УК-8.1, УК-8.2
 
Контрольная точка № 1 
2
2
1
1
КТ 1
1.4.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Структурные показатели популяции. Экологические стратегии популяции.
2
4
4
2
1.5.
2
Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Структура биоценоза, Экологические ниши
2
4
4
2
1.6.
2
Устный опрос, Доклад
УК-8.1, УК-8.2
 
Биологические ритмы, как один из экологических факторов
2
4
4
2
1.7.
2
Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Контрольная точка №2  
2
1
1
КТ 2
1.8.
Тест, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Динамика и продуктивность экосистем
2
4
4
2
1.9.
2
Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Биосфера и человек
2
4
3
1
1.10.
2
Доклад
УК-8.1, УК-8.2
 
Место человека в биосферных процессах
2
2
3
1
1.11.
2
Реферат
УК-8.1, УК-8.2
 
Контрольная точка №3
2
1
1
КТ 3
1.12.
Тест, Устный опрос
УК-8.1, УК-8.2
 
Промежуточная аттестация
2
1.13.
УК-8.1, УК-8.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
18
18
 
Итого
36
72
18
18
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение: Предмет экология. Методы экологии 
Введение: предмет экология. Основные методы эко-логии
2/-
 
Общие закономерности действия эко-логических факторов на организмы. Адаптации организмов.
Общие закономерности действия эко-логических факторов на организмы. Адаптации организмов.
2/-
 
Основные абиотические и биотические экологические факторы и адаптации к ним организмов.
Основные абиотические и биотические экологические факторы и адаптации к ним организмов.
2/-
 
Структурные показатели популяции. Экологические стратегии популяции.
Структурные показатели популяции. Экологические стратегии популяции.
2/-
 
Структура биоценоза, Экологические ниши
Структура биоценоза, Экологические ниши
2/-
 
Биологические ритмы, как один из экологических факторов
Биологические ритмы, как один из экологических факторов
2/-
 
Динамика и продуктивность экосистем
Динамика и продуктивность экосистем
2/2
 
Биосфера и человек
Биосфера и человек
2/2
 
Место человека в биосферных процессах
Место человека в биосферных процессах
2/-
 
Итого
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Введение: Предмет экология. Методы экологии 
Исторические аспекты развития экологии
Пр
1/-/-
 
Общие закономерности действия эко-логических факторов на организмы. Адаптации организмов.
Методы биоиндикации наземного загрязнения. Проведение фенологических наблюдений 
Пр
2/-/-
 
Основные абиотические и биотические экологические факторы и адаптации к ним организмов.
Демографические показатели популяции. Динамика численности популяции
Пр
2/2/-
 
Контрольная точка № 1 
Контрольная точка № 1 
Пр
1/-/-
 
Структурные показатели популяции. Экологические стратегии популяции.
Функциональная и трофическая структура экосистем
Пр
2/-/-
 
Структура биоценоза, Экологические ниши
Экологические законы биосферы 
Пр
2/2/-
 
Биологические ритмы, как один из экологических факторов
Классификация техногенных источников загрязнения
Пр
2/-/-
 
Контрольная точка №2  
Контрольная точка №2
Пр
1/-/-
 
Динамика и продуктивность экосистем
Рассеяние загрязняющих веществ в окружающей среде
Пр
2/-/-
 
Биосфера и человек
Оценка риска угрозы здоровью при взаимодействии пороговых токсикантов
Пр
1/-/-
 
Место человека в биосферных процессах
Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды
Пр
1/-/-
 
Контрольная точка №3
Пр
1/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Введение: предмет экология. Основные методы эко-логии
4
 
Общие закономерности действия эко-логических факторов на организмы. Адаптации организмов.
4
 
Основные абиотические и биотические экологические факторы и адаптации к ним организмов.
4
 
Контрольная точка № 1 
2
 
Структурные показатели популяции. Экологические стратегии популяции.
4
 
Структура биоценоза, Экологические ниши
4
 
Биологические ритмы, как один из экологических факторов
4
 
Динамика и продуктивность экосистем
4
 
Биосфера и человек
4
 
Место человека в биосферных процессах
2
 
0
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экология».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экология».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение: Предмет экология. Методы экологии 
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
2
Общие закономерности действия эко-логических факторов на организмы. Адаптации организмов.
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
3
Основные абиотические и биотические экологические факторы и адаптации к ним организмов.
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
4
Контрольная точка № 1 
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
5
Структурные показатели популяции. Экологические стратегии популяции.
Л1.1, Л1.3
Л2.2
Л3.1
 
6
Структура биоценоза, Экологические ниши
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7
Биологические ритмы, как один из экологических факторов
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
8
Динамика и продуктивность экосистем
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
9
Биосфера и человек
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
10
Место человека в биосферных процессах
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
11
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экология»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Безопасность жизнедеятельности
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экология» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
2
 
КТ 1
Тест
5
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 2
Устный опрос
2
 
КТ 2
Тест
5
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
 
КТ 3
Устный опрос
5
 
КТ 3
Тест
5
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
2 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
2
2 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 1
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Устный опрос
2
2 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
3
3 балла - задание решено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 2 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 1 балл - задание решено не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 3
Устный опрос
5
5 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 4 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 2 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 3
Тест
5
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллу.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экология» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экология»
Контрольная точка № 1

         Теоретические вопрос

1.История экологии.   

2.Классификация факторов среды

3.Адаптивные биологические ритмы

4.Водная среда жизни.

5.Пищевые лимитирующие факторы.

       Тестирование

1. Термин «экология» ввел в научную литературу в 1866 г.:

• Э.Геккель;

• Ч.Дарвин;

• Ю.Либих.

2. Впишите правильный ответ.

Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на ###### человека.

3.Часть природы, которая окружает живой, прямо или косвенно влияет на его состояние называется:

• Условиями жизни;

• Окружающей средой;

• Антропогенными факторами.

4. Установите соответствие.

Классификация экологических факторов:

1.Абиотические        1. Биотические           

2.Антропогенные      2.Климатические

3.Симбиоз                  3.Вырубка лесов

5.Показатели светового режима очень изменчивы и зависят от:

• Температурного режима;

• Эдафогенного фактора;

• Географического положения.

6. Ритмичность в процессах ДНК и РНК в клетках называют:

• Эндогенной ритмикой;

• Экзогенной ритмикой;

• Сезонной периодичностью.

7. Впишите правильный ответ.

На современной Земле четко выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, поч-венную и ######

8. Впишите правильный ответ.

Широроприспособленные организмы называются ######.

  9. Впишите правильный ответ.

Узкоприспособленные организмы называются ######.

10.  Впишите правильный ответ.

Закон Шелфорда или закон толерантности гласит: ######.

       Практико-ориентированные задания

Выявить параметры толерантности для эврибионтных и стенобионтных организмов и по-строить графики.

Контрольная точка № 2

    Теоретические вопросы

1.Основные характеристики популяции

2.Структурные показатели биоценоза.

3.Экологичекая ниша.

4.Биомасса и продуктивность экоситем.

5.Основные правила сложения экосистем.

6.Основные этапы формирования сукцессии.

      Тестирование

 
1.К агроэкосистеме относится:

• Городской парк;

• Клеверное поле;

• Лиственный лес.

2. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:

• Биотопом;

• Почвой;

• Экотопом.

3. Установите соответствие.

1.Продуценты      1.Консументы   

2.Редуценты.        2.Микроорганизмы

3.Насекомые        3.Растения

4.Классификация экосистем по собственным законам сложения и функционирования систем была предложена:

• В. Тишлером;

• В.И. Вернадским;

• Ю. Либихом.

5.Органическую массу, создаваемую растениями за единицу времени, называют:

• Вторичной продукцией;

• Первичной продукцией;

• Биомассой.

6.Установите соответствие.

1. Продуценты                        1. Грибы

2. Консументы                        2. Птицы

3. Редуценты.                          3. Деревья

7.Расчлененность биоценоза в горизонтальном направлении называют:

• Яростностью;

• Мозаичностью;

• Парцеллой.

8.Сформулируйте основные принципы сложения экосистем по Тишлеру.

9. Сформулируйте основные этапы развития сукцессии по Клементсу.

10. Впишите правильный ответ.

Сукцессии, начинающиеся на изначально безжизненном пространстве называются ######.

       Практико-ориентированные задания

1.В одном из степных заповедников на площади 250 га насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределенных по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трехлетних и старше – 153. Спустя два года на участке было отмечено 488 особей, и среди них новорожденных – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше.

Используя вышеуказанную информацию, начертите возрастную пирамиду популяции сурков-байбаков. Изменилась ли возрастная структура? Какова смертность молодых особей за этот период?  

2.Составить схему экологической пищевой цепочки автотрофной и гетеротрофной.

Контрольная точка № 3

Теоретические вопросы

1. Биосфера как глобальная экосистема.

2. Структура биосферы.

3. Типы веществ биосферы.

4. Экологический мониторинг.

5. Определение и цель экологического мониторинга

6. Классификация системы мониторинга

Тестирование

1. К механическим загрязнениям окружающей среды относятся:

1. тепловые выбросы

 
2. запыление атмосферы

3. смог

2. Загрязнение парниковыми газами является:

1. глобальным загрязнением

2. локальным загрязнением

3. региональным загрязнением

3. Эффект, заключающийся в нагреве внутренних слоёв атмосферы:

1. кислотный

2. парниковый

3. озоновый

4. Экологической безопасностью называют защиту человека от вредного воздействия::

1. опасных зверей

2. транспортных средств

3. загрязнённой окружающей среды

5. Собственное воздействие человека на природную среду, численно равное отношению местной плотности населения к фоновой плотности, называется::

1. демографическим

2. истинным

3. точным

6. Технологии, которые позволяют получить конечную продукцию с минимальным расходом вещества и энергии, называются …:

1. комплексными

2. инновационными

3. ресурсосберегающими

4. затратными

8. Вставьте пропущенное слово

Внесение (введение) в среду не характерных для нее элементов или превышение среднемноголетних уровней присущих ей элементов называют _____________ среды. Впишите ответ в творительном падеже.

9. Вставьте пропущенное слово

Вещество биосферы, которое образуется без участия живых организмов, называется __________ веществом. Впишите ответ в творительном падеже.

10. Вставьте пропущенное слово

Вещество взаимодействия живой и неживой природы называется __________ веществом. Впишите ответ в творительном падеже.

1. Экология – теоретическая основа охраны окружающей среды и рациональное природопользования.

2. Основы морфолого-экологические правила: Аллена, Бермана, Глогера.

3. Экологические зоны Мирового океана.

4. Принципы классификация организмов.

5. Характеристика экологической ниши, занимаемой с.-х. животными,

6. Симбионты и паразиты как компоненты организменного биоценоза.

7. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

8. Концепция экоразвития.

9. Чрезвычайные экологические ситуации.

10. Экологические кризисы, экологическая катастрофа.

11. Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье населения. Экологическая оценка состояния территории.

12. Воздействие отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду.

13. Рекультивация промышленных земель.

14. Радиоактивное загрязнение.

15. Национальный план действий по охране окружающей среды РФ. Экологические правонарушения и преступления.

16. Международные объекты охраны окружающей среды.

17. Основные принципы международного экологического сотрудничества.

18. Базельская конвенция.

 
19. Национальный план действий по охране окружающей природной среды.

Теоретические

1. Предмет и задачи экологии.

2. История экологии как науки.

3. Структура экологии.

4. Основные методы экологии.

5. Среда и условия существования организмов.

6. Понятие экологического фактора, классификация факторов среды.

7. Общие закономерности действия факторов на организмы.

8. Характеристика основных абиотических факторов (свет, температура, влажность, давление, соленость и т.д.)

9. Основные среды жизни и их краткая сравнительная характеристика.

10. Биотические факторы, их классификация.

11. Популяция и ее структура.

12. Пространственная структура популяций.

13. Половая, возрастная и генетическая структура популяций.

14. Этологическая структура популяций.

15. Основные популяционные характеристики: численность и плотность, рождаемость и смертность.

16. Динамика популяций.

17. Гомеостаз и экологические стратегии популяций.

18. Понятие о биоценозе и биогеоценозе.

19. Видовая структура биогеоценоза.

20. Пространственная структура  биогеоценоза.

21. Отношения организмов в биогеоценозах.

22. Учение об экосистемах, их классификация.

23. Круговороты веществ.

24. Пищевые цепи и сети, трофические уровни.

25. Экологические пирамиды.

26. Биосфера как глобальная экосистема.

27. Структура биосферы.

28. Типы веществ биосферы.

29. Экологический мониторинг.

30. Определение и цель экологического мониторинга

31. Классификация системы мониторинга

32. Экологическая экспертиза.

33. Понятие и структура экологических  правонарушений

34. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения

35. Понятие и виды вреда, причиненного экологическим правонарушением

36. Порядок и формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением

37. Классификация отходов

38. Классы опасности отходов в соответствии с ФККО

39. Типы механизма природопользования.

40. Концепция экономического механизма природопользования.

41. Элементы экономического механизма природопользования.

42. Экологическое страхование.

43. Источники загрязнений и их характеристика

44. Виды загрязнений и их характеристика

45. Загрязнение атмосферного воздуха

46. Загрязнение сточными водами

47. Понятие качества окружающей среды

48. Санитарно-гигиенические нормативы

49. Производственно-хозяйственные нормативы

50. Комплексные нормативы

 
Практико-ориентированные задания:

1. В результате пожара на складе готовой продукции нефтеперерабатывающего предприятия произошел выброс пепла и других продуктов горения на земельные участки садоводческого объединения «Восток», вызвавший гибель урожая. Оцените ситуацию. Как вы полагаете, кто будет нести ответственность, и кто будет возмещать причиненный вред?

2. Предложите систему управления экологической безопасности на предприятии по переработке продукции растениеводства (например: консервный завод)

3. В одном из колодцев обнаружен тяжелый металл — шестивалентный хром, причем его содержание в воде этого колодца в десять раз превысило значение ПДК хрома (VI) для питьевой воды (0,5 мг/л). Данным колодцем пользуются в течение 6 лет. Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью.

С = 10 ПДК = 0,5 мг/л,

v= 2 л/сут,

Тр = 6 лет = 2190 сут.,

Р = 70 кг,

Т = 30 лет = 10950 сут.,

НD =5  10-3 мг/кгсут.

4. В воду некоторого водоема попала ртуть, в результате чего содержание этого элемента в тканях рыбы составляет 10 мг/кг. В течение двух лет в этом водоеме рыбак любитель ловит рыбу и употребляет ее в пищу. За эти два года он ел рыбу 80 раз, причем за один раз съедал в среднем 150 г. пороговая мощность дозы ртути (в виде метилртуги) при попадании в организм с пищей составляет 110-4 мг кгсут. Вычислить риск угрозы здоровью.

С = 10 мг/кг,

mр = 150 г,

f= 40 раз в год = 40 (год-1)

Тр= 2 года,

Р= 70 кг,

Т = 10950 сут.,

НD =1  10-4 мг/ кгсут.

5. В воде некоторого водохранилища обнаружен фенол с концентрацией, равной 3 мг/л. Водохранилище является источником питьевого водоснабжения. Рассчитать риск угрозы здоровью человека, пьющего такую воду в течение трех лет. Учесть, что ежегодно этот человек уезжает из этой местности в отпуск, в котором проводит в среднем 30 дней. Пороговая мощность дозы фенола при попадании в организм с водой составляет 0,6 мг/ кгсут.

С = 3 мг/л,

v = 2 луг,

f= 335 сут /год,

Тр = 3 года,

Р = 70 кг,

Т = 70   365 = 10950 сут.,

НD =0,6 мг/ кгсут.

6. Установлено, что в некоторой местности оказались загрязнёнными питьевая вода и выращенные здесь овощи. В воде присутствуют нефтепродукты, их содержание равно 5 мг/л, а в овощах - тетраэтилсвинец с содержанием 5 мкг кг. Всего овощей в России потребляется в среднем 94 кг на душу населения в год. Человек выпивает в среднем 2 л воды в сутки. Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью, если человек подвергается воздействию указанных токсикантов в течение трех месяцев. Пороговая мощность дозы нефтепродуктов при попадании в организм с водой составляет 0,6 мг/ кгсут, а пороговая мощность дозы тетраэтилсвинца при попадании в организм с пищей составляет 1,2  10-7 мг/ кгсут.

Концентрация нефтепродуктов в воде СТ = 5 мкг/кг = 0,005 мг/кг.

Тр = 3 мeс. = 0,25 года,

v= 2 л/ сут,

Мводы = 2х365х0,25 = 182,5 л,

Мов = 0,25х94 кг = 23,5 кг,

Р= 70 кг,

Т = 70х365 = 10950 сут,

 
HD(H) = 0,6 мг/ кгсут,

HD(T) = 1,2х 10-7 мг/ кгсут.

7. Считается, что в течение года житель России съедает в среднем 130.8 кг хлебопродуктов. Предположим, что в хлебопродуктах обнаружены нитраты с содержанием, равным 37 мг/кг. Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью, если такими продуктами человек питается в течение одного года. Пороговая мощность дозы нитратов в пищевых продуктах составляет 1,6 мг кгсут.

С = 370 мг/кг,

М = 130,8 кг/год,

Тр= 1 год,

Р= 70 кг,

Т = 10950 сут,

НО = 1,6 мг/ кгсут.

8. За год взрослый житель России съедает в среднем 151 яйцо. Рассчитать риск угрозы здоровью при употреблении в пищу яиц в течение года. если яйца содержат хлор со средним содержанием 30 мг в одном яйце. Пороговая мощность дозы хлора в пищевых продуктах составляет 0,1 мг/ кгсут.

С = 30 мг/шт,

Е= 151 шт/год,

Тр = 1 года,

Р= 70 кг,

Т = 10950 кгсут,

НО = 4.6х10-2 мг/ кгсут/

9. Сравнить данные различных типов автотранспорта с ПДК вредных веществ, обсудить степень антропогенного воздействия, сформулировать вывод.

10. Можно ли в будущем решить сразу две экологические проблемы: экономии энергии, ресурсов и уменьшения загрязнений, не снижая при этом уровня жизни людей?

11. На примерах покажите значение мониторинга окружающей среды для здоровья человека. Можно ли, на ваш взгляд, считать эту проблему проблемой будущего?

12. Может ли помочь мониторинг прогнозировать состояние окружающей среды в будущем на основе контроля загрязнений в наше время? Почему?

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Валова (Копылова), В. Д., Зверев О. М. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 376 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093156 
 
Л1.2 Карпенков С. Х. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательская группа "Логос", 2020. - 400 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=367686 
 
Л1.3 Денисов В. В., Дрововозова Т. И., Хорунжий Б. И., Шалашова О. Ю., Кулакова Е. С., Манжина С. А., Алилуйкина В. В. Экология и охрана окружающей среды. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 440 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/207011 
 
дополнительная
 
Л2.1 Кулеш В. Ф., Маврищев В. В. Экология. Учебная полевая практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 332 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=483086 
 
Л2.2 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр. ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 582 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019360 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Е. Е. Степаненко, В. А. Халикова, О. С. Зверева, Т. Г. Зеленская, С. В. Окрут, М. С. Бабанский ; Ставропольский ГАУ Экология:учеб. пособие. - Ставрополь, 2023. - 3,06 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические заня-тия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические заня-тия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежно-го контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические ма-териалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке универси-тета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;  

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузов-ских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.  Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у препода-вателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисци-плины. 

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экология»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н. Степаненко Елена Евгеньевна
 
_______________________ ст. преп. ,  Халикова Валерия Алексеевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.б.н. Окрут Светлана Васильевна          
 
Рабочая программа дисциплины «Экология» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 29 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экология» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника