УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
основных факторов вредного воздействия на объекты окружающей среды
умеет
анализировать факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
владеет навыками
владения методами анализа факторов вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
возможных угроз для жизни и здоровья человека, для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
умеет
выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
владеет навыками
выявления возможных угроз для жизни и здоровья человека, и поддержание безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития
Изучение дисциплины осуществляется в 2семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экология».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экология».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Теоретические вопрос
1.История экологии.
2.Классификация факторов среды
3.Адаптивные биологические ритмы
4.Водная среда жизни.
5.Пищевые лимитирующие факторы.
Тестирование
1. Термин «экология» ввел в научную литературу в 1866 г.:
• Э.Геккель;
• Ч.Дарвин;
• Ю.Либих.
2. Впишите правильный ответ.
Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на ###### человека.
3.Часть природы, которая окружает живой, прямо или косвенно влияет на его состояние называется:
• Условиями жизни;
• Окружающей средой;
• Антропогенными факторами.
4. Установите соответствие.
Классификация экологических факторов:
1.Абиотические 1. Биотические
2.Антропогенные 2.Климатические
3.Симбиоз 3.Вырубка лесов
5.Показатели светового режима очень изменчивы и зависят от:
• Температурного режима;
• Эдафогенного фактора;
• Географического положения.
6. Ритмичность в процессах ДНК и РНК в клетках называют:
• Эндогенной ритмикой;
• Экзогенной ритмикой;
• Сезонной периодичностью.
7. Впишите правильный ответ.
На современной Земле четко выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, поч-венную и ######
8. Впишите правильный ответ.
Широроприспособленные организмы называются ######.
9. Впишите правильный ответ.
Узкоприспособленные организмы называются ######.
10. Впишите правильный ответ.
Закон Шелфорда или закон толерантности гласит: ######.
Практико-ориентированные задания
Выявить параметры толерантности для эврибионтных и стенобионтных организмов и по-строить графики.
Контрольная точка № 2
Теоретические вопросы
1.Основные характеристики популяции
2.Структурные показатели биоценоза.
3.Экологичекая ниша.
4.Биомасса и продуктивность экоситем.
5.Основные правила сложения экосистем.
6.Основные этапы формирования сукцессии.
Тестирование
• Городской парк;
• Клеверное поле;
• Лиственный лес.
2. Участок абиотической среды, которую занимает биоценоз, называют:
• Биотопом;
• Почвой;
• Экотопом.
3. Установите соответствие.
1.Продуценты 1.Консументы
2.Редуценты. 2.Микроорганизмы
3.Насекомые 3.Растения
4.Классификация экосистем по собственным законам сложения и функционирования систем была предложена:
• В. Тишлером;
• В.И. Вернадским;
• Ю. Либихом.
5.Органическую массу, создаваемую растениями за единицу времени, называют:
• Вторичной продукцией;
• Первичной продукцией;
• Биомассой.
6.Установите соответствие.
1. Продуценты 1. Грибы
2. Консументы 2. Птицы
3. Редуценты. 3. Деревья
7.Расчлененность биоценоза в горизонтальном направлении называют:
• Яростностью;
• Мозаичностью;
• Парцеллой.
8.Сформулируйте основные принципы сложения экосистем по Тишлеру.
9. Сформулируйте основные этапы развития сукцессии по Клементсу.
10. Впишите правильный ответ.
Сукцессии, начинающиеся на изначально безжизненном пространстве называются ######.
Практико-ориентированные задания
1.В одном из степных заповедников на площади 250 га насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределенных по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трехлетних и старше – 153. Спустя два года на участке было отмечено 488 особей, и среди них новорожденных – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше.
Используя вышеуказанную информацию, начертите возрастную пирамиду популяции сурков-байбаков. Изменилась ли возрастная структура? Какова смертность молодых особей за этот период?
2.Составить схему экологической пищевой цепочки автотрофной и гетеротрофной.
Контрольная точка № 3
Теоретические вопросы
1. Биосфера как глобальная экосистема.
2. Структура биосферы.
3. Типы веществ биосферы.
4. Экологический мониторинг.
5. Определение и цель экологического мониторинга
6. Классификация системы мониторинга
Тестирование
1. К механическим загрязнениям окружающей среды относятся:
1. тепловые выбросы
3. смог
2. Загрязнение парниковыми газами является:
1. глобальным загрязнением
2. локальным загрязнением
3. региональным загрязнением
3. Эффект, заключающийся в нагреве внутренних слоёв атмосферы:
1. кислотный
2. парниковый
3. озоновый
4. Экологической безопасностью называют защиту человека от вредного воздействия::
1. опасных зверей
2. транспортных средств
3. загрязнённой окружающей среды
5. Собственное воздействие человека на природную среду, численно равное отношению местной плотности населения к фоновой плотности, называется::
1. демографическим
2. истинным
3. точным
6. Технологии, которые позволяют получить конечную продукцию с минимальным расходом вещества и энергии, называются …:
1. комплексными
2. инновационными
3. ресурсосберегающими
4. затратными
8. Вставьте пропущенное слово
Внесение (введение) в среду не характерных для нее элементов или превышение среднемноголетних уровней присущих ей элементов называют _____________ среды. Впишите ответ в творительном падеже.
9. Вставьте пропущенное слово
Вещество биосферы, которое образуется без участия живых организмов, называется __________ веществом. Впишите ответ в творительном падеже.
10. Вставьте пропущенное слово
Вещество взаимодействия живой и неживой природы называется __________ веществом. Впишите ответ в творительном падеже.
1. Экология – теоретическая основа охраны окружающей среды и рациональное природопользования.
2. Основы морфолого-экологические правила: Аллена, Бермана, Глогера.
3. Экологические зоны Мирового океана.
4. Принципы классификация организмов.
5. Характеристика экологической ниши, занимаемой с.-х. животными,
6. Симбионты и паразиты как компоненты организменного биоценоза.
7. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
8. Концепция экоразвития.
9. Чрезвычайные экологические ситуации.
10. Экологические кризисы, экологическая катастрофа.
11. Влияние неблагоприятных факторов среды на здоровье населения. Экологическая оценка состояния территории.
12. Воздействие отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду.
13. Рекультивация промышленных земель.
14. Радиоактивное загрязнение.
15. Национальный план действий по охране окружающей среды РФ. Экологические правонарушения и преступления.
16. Международные объекты охраны окружающей среды.
17. Основные принципы международного экологического сотрудничества.
18. Базельская конвенция.
Теоретические
1. Предмет и задачи экологии.
2. История экологии как науки.
3. Структура экологии.
4. Основные методы экологии.
5. Среда и условия существования организмов.
6. Понятие экологического фактора, классификация факторов среды.
7. Общие закономерности действия факторов на организмы.
8. Характеристика основных абиотических факторов (свет, температура, влажность, давление, соленость и т.д.)
9. Основные среды жизни и их краткая сравнительная характеристика.
10. Биотические факторы, их классификация.
11. Популяция и ее структура.
12. Пространственная структура популяций.
13. Половая, возрастная и генетическая структура популяций.
14. Этологическая структура популяций.
15. Основные популяционные характеристики: численность и плотность, рождаемость и смертность.
16. Динамика популяций.
17. Гомеостаз и экологические стратегии популяций.
18. Понятие о биоценозе и биогеоценозе.
19. Видовая структура биогеоценоза.
20. Пространственная структура биогеоценоза.
21. Отношения организмов в биогеоценозах.
22. Учение об экосистемах, их классификация.
23. Круговороты веществ.
24. Пищевые цепи и сети, трофические уровни.
25. Экологические пирамиды.
26. Биосфера как глобальная экосистема.
27. Структура биосферы.
28. Типы веществ биосферы.
29. Экологический мониторинг.
30. Определение и цель экологического мониторинга
31. Классификация системы мониторинга
32. Экологическая экспертиза.
33. Понятие и структура экологических правонарушений
34. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения
35. Понятие и виды вреда, причиненного экологическим правонарушением
36. Порядок и формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением
37. Классификация отходов
38. Классы опасности отходов в соответствии с ФККО
39. Типы механизма природопользования.
40. Концепция экономического механизма природопользования.
41. Элементы экономического механизма природопользования.
42. Экологическое страхование.
43. Источники загрязнений и их характеристика
44. Виды загрязнений и их характеристика
45. Загрязнение атмосферного воздуха
46. Загрязнение сточными водами
47. Понятие качества окружающей среды
48. Санитарно-гигиенические нормативы
49. Производственно-хозяйственные нормативы
50. Комплексные нормативы
1. В результате пожара на складе готовой продукции нефтеперерабатывающего предприятия произошел выброс пепла и других продуктов горения на земельные участки садоводческого объединения «Восток», вызвавший гибель урожая. Оцените ситуацию. Как вы полагаете, кто будет нести ответственность, и кто будет возмещать причиненный вред?
2. Предложите систему управления экологической безопасности на предприятии по переработке продукции растениеводства (например: консервный завод)
3. В одном из колодцев обнаружен тяжелый металл — шестивалентный хром, причем его содержание в воде этого колодца в десять раз превысило значение ПДК хрома (VI) для питьевой воды (0,5 мг/л). Данным колодцем пользуются в течение 6 лет. Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью.
С = 10 ПДК = 0,5 мг/л,
v= 2 л/сут,
Тр = 6 лет = 2190 сут.,
Р = 70 кг,
Т = 30 лет = 10950 сут.,
НD =5 10-3 мг/кгсут.
4. В воду некоторого водоема попала ртуть, в результате чего содержание этого элемента в тканях рыбы составляет 10 мг/кг. В течение двух лет в этом водоеме рыбак любитель ловит рыбу и употребляет ее в пищу. За эти два года он ел рыбу 80 раз, причем за один раз съедал в среднем 150 г. пороговая мощность дозы ртути (в виде метилртуги) при попадании в организм с пищей составляет 110-4 мг кгсут. Вычислить риск угрозы здоровью.
С = 10 мг/кг,
mр = 150 г,
f= 40 раз в год = 40 (год-1)
Тр= 2 года,
Р= 70 кг,
Т = 10950 сут.,
НD =1 10-4 мг/ кгсут.
5. В воде некоторого водохранилища обнаружен фенол с концентрацией, равной 3 мг/л. Водохранилище является источником питьевого водоснабжения. Рассчитать риск угрозы здоровью человека, пьющего такую воду в течение трех лет. Учесть, что ежегодно этот человек уезжает из этой местности в отпуск, в котором проводит в среднем 30 дней. Пороговая мощность дозы фенола при попадании в организм с водой составляет 0,6 мг/ кгсут.
С = 3 мг/л,
v = 2 луг,
f= 335 сут /год,
Тр = 3 года,
Р = 70 кг,
Т = 70 365 = 10950 сут.,
НD =0,6 мг/ кгсут.
6. Установлено, что в некоторой местности оказались загрязнёнными питьевая вода и выращенные здесь овощи. В воде присутствуют нефтепродукты, их содержание равно 5 мг/л, а в овощах - тетраэтилсвинец с содержанием 5 мкг кг. Всего овощей в России потребляется в среднем 94 кг на душу населения в год. Человек выпивает в среднем 2 л воды в сутки. Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью, если человек подвергается воздействию указанных токсикантов в течение трех месяцев. Пороговая мощность дозы нефтепродуктов при попадании в организм с водой составляет 0,6 мг/ кгсут, а пороговая мощность дозы тетраэтилсвинца при попадании в организм с пищей составляет 1,2 10-7 мг/ кгсут.
Концентрация нефтепродуктов в воде СТ = 5 мкг/кг = 0,005 мг/кг.
Тр = 3 мeс. = 0,25 года,
v= 2 л/ сут,
Мводы = 2х365х0,25 = 182,5 л,
Мов = 0,25х94 кг = 23,5 кг,
Р= 70 кг,
Т = 70х365 = 10950 сут,
HD(T) = 1,2х 10-7 мг/ кгсут.
7. Считается, что в течение года житель России съедает в среднем 130.8 кг хлебопродуктов. Предположим, что в хлебопродуктах обнаружены нитраты с содержанием, равным 37 мг/кг. Рассчитать индивидуальный риск угрозы здоровью, если такими продуктами человек питается в течение одного года. Пороговая мощность дозы нитратов в пищевых продуктах составляет 1,6 мг кгсут.
С = 370 мг/кг,
М = 130,8 кг/год,
Тр= 1 год,
Р= 70 кг,
Т = 10950 сут,
НО = 1,6 мг/ кгсут.
8. За год взрослый житель России съедает в среднем 151 яйцо. Рассчитать риск угрозы здоровью при употреблении в пищу яиц в течение года. если яйца содержат хлор со средним содержанием 30 мг в одном яйце. Пороговая мощность дозы хлора в пищевых продуктах составляет 0,1 мг/ кгсут.
С = 30 мг/шт,
Е= 151 шт/год,
Тр = 1 года,
Р= 70 кг,
Т = 10950 кгсут,
НО = 4.6х10-2 мг/ кгсут/
9. Сравнить данные различных типов автотранспорта с ПДК вредных веществ, обсудить степень антропогенного воздействия, сформулировать вывод.
10. Можно ли в будущем решить сразу две экологические проблемы: экономии энергии, ресурсов и уменьшения загрязнений, не снижая при этом уровня жизни людей?
11. На примерах покажите значение мониторинга окружающей среды для здоровья человека. Можно ли, на ваш взгляд, считать эту проблему проблемой будущего?
12. Может ли помочь мониторинг прогнозировать состояние окружающей среды в будущем на основе контроля загрязнений в наше время? Почему?
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические заня-тия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежно-го контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические ма-териалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке универси-тета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузов-ских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у препода-вателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисци-плины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.