2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экологический мониторинг_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.03 Экологический мониторинг
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экологический мониторинг» является приобретение теоретиче-ских знаний и практического опыта, направленного на решение задач и принципов организации и введения систем экологического мониторинга на глобальном и локальном уровнях.     
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ПК-1 Способен проводить экологический анализ проектов расширения, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации
ПК-1.1 Умеет подготавливать информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду на существующем производстве и при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.
знает

C/01.6 Зн.1 нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды (40.117)

умеет

C/01.6 У.1 использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду; (40.117)

У.6 выполнять поиск данных об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям в электронных справочных системах и библиотеках. (40.117)

владеет навыками

C/01.6 Тд.1 проводить оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации (40.117)

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Анализирует факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
знает

основных законов и закономерностей сред обитания, влияния экологических и антропогенных факторов, методов анализа данных, для определения влияния факторов на жизнедеятельность элементов среды обитания в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

умеет

применять экологические законы и закономерности при анализе факторов, вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания, идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности

владеет навыками

C/01.6 Тд.1 проводить оценки воздействия

 
на окружающую среду при расширении, рекон-струкции, модернизации действующих произ-водств, создаваемых новых технологий и обо-рудования в организации (40.117)
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологический мониторинг» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологический мониторинг» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка
 
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
 
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
 
Основы природопользования
 
Техногенные системы и экологические риски
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
 
Экология человека
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая токсикология
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Безопасность жизнедеятельности
 
Основы военной подготовки
 
Освоение дисциплины «Экологический мониторинг» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Устойчивое развитие
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Преддипломная  практика
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологический мониторинг» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
144/4
20
34
54
36
Эк
 
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
20
34
54
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
144/4
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Глава 1. Нормативная база экологического мониторинга
1.
 
Нормативная база экологического мониторинга 
7
4
4
1.1.
4
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Общая характеристика состояния атмосферы
7
2
4
4
1.2.
Доклад
ПК-1.1, УК-8.1
 
2 раздел. Глава 2. Экологический мониторинг
2.
 
Понятие и значения
7
4
2
2.1.
2
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Международное сотрудничество по контролю загрязнения атмосферы
7
4
4
4
2.2.
Тест
ПК-1.1, УК-8.1
 
Организационные уровни национального экологического мониторинга
7
4
4
2.3.
4
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Национальный мониторинг. Потенциал загрязнения атмосферы
7
4
4
4
2.4.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.1, УК-8.1
 
Контрольная точка №1
7
4
2
2
КТ 1
2.5.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
3 раздел. Глава 3. Мониторинг фонового загрязнения
3.
 
Организация и задачи
7
2
2
3.1.
2
Реферат
ПК-1.1, УК-8.1
 
Система нормативов качества атмосферного воздуха
7
2
4
4
3.2.
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Факторы формирования фонового загрязнения 
7
2
2
3.3.
2
Доклад
ПК-1.1, УК-8.1
 
Система реализации мониторинга
7
2
4
4
3.4.
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Контрольная точка №2
7
4
1
1
КТ 2
3.5.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
4 раздел. Глава 4. Локальный мониторинг
4.
 
Организации и задачи
7
2
2
4.1.
2
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Технология контроля загрязнения атмосферного воздуха
7
2
2
2
4.2.
Задачи
ПК-1.1, УК-8.1
 
Мониторинг источника загрязнения, схема и процедуры
7
2
2
4.3.
2
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Локальный мониторинг, автоматизированная система мониторинга воздушной среды города
7
2
4
4
4.4.
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Производственный экологический контроль
7
2
2
4.5.
2
Устный опрос
ПК-1.1, УК-8.1
 
Моделирование переноса веществ и прогнозирования локальной экологической обстановки
7
2
4
4
4.6.
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ПК-1.1, УК-8.1
 
Контрольная точка №3
7
4
1
1
КТ 3
4.7.
Тест
ПК-1.1, УК-8.1
 
5 раздел. Промежуточная аттестация
5.
 
Промежуточная аттестация
7
5.1.
ПК-1.1, УК-8.1
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
54
144
34
20
 
Итого
54
144
34
20
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Нормативная база экологического мониторинга 
Нормативная база экологического мониторинга
4/2
 
Понятие и значения
Понятие и значения
2/-
 
Организационные уровни национального экологического мониторинга
Организационные уровни национального экологического мониторинга
4/-
 
Организация и задачи
Организация и задачи
2/-
 
Факторы формирования фонового загрязнения 
Факторы формирования фонового загрязнения
2/2
 
Организации и задачи
Организации и задачи
2/-
 
Мониторинг источника загрязнения, схема и процедуры
Мониторинг источника загрязнения, схема и процедуры
2/-
 
Производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль
2/-
 
Итого
20
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Общая характеристика состояния атмосферы
Общая характеристика состояния атмосферы
Пр
4/2/4
 
Международное сотрудничество по контролю загрязнения атмосферы
Международное сотрудничество по контролю загрязнения атмосферы
Пр
4/-/4
 
Национальный мониторинг. Потенциал загрязнения атмосферы
Национальный мониторинг. Потенциал загрязнения атмосферы
Пр
4/-/4
 
Контрольная точка №1
Контрольная точка №1
Пр
2/-/2
 
Система нормативов качества атмосферного воздуха
Система нормативов качества атмосферного воздуха
Пр
4/-/4
 
Система реализации мониторинга
Система реализации мониторинга
Пр
4/-/4
 
Контрольная точка №2
Контрольная точка №2
Пр
1/-/1
 
Технология контроля загрязнения 
Технология контроля загрязнения атмосферного воздуха
Пр
2/-/2
 
атмосферного воздуха
 
Локальный мониторинг, автоматизированная система мониторинга воздушной среды города
Локальный мониторинг, автоматизированная система мониторинга воздушной среды города
Пр
4/4/4
 
Моделирование переноса веществ и прогнозирования локальной экологической обстановки
Моделирование переноса веществ и прогнозирования локальной экологической обстановки
Пр
4/-/4
 
Контрольная точка №3
Контрольная точка №3
Пр
1/-/1
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Нормативная база экологического мониторинга
4
 
Общая характеристика состояния атмосферы
2
 
Понятие и значения
4
 
Международное сотрудничество по контролю загрязнения атмосферы
4
 
Организационные уровни национального экологического мониторинга
4
 
Национальный мониторинг. Потенциал загрязнения атмосферы
4
 
Контрольная точка №1
4
 
Организация и задачи
2
 
2
 
Факторы формирования фонового загрязнения
2
 
Система реализации мониторинга
2
 
Контрольная точка №2
4
 
Организации и задачи
2
 
Технология контроля загрязнения атмосферного воздуха
2
 
Мониторинг источника загрязнения, схема и процедуры
2
 
Локальный мониторинг, автоматизированная система мониторинга воздушной среды города
2
 
Производственный экологический контроль
2
 
Моделирование переноса веществ и прогнозирования локальной экологической обстановки
2
 
Контрольная точка №3
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологический мониторинг» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологический мониторинг».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологический мониторинг».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологический мониторинг».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Нормативная база экологического мониторинга 
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
2
Общая характеристика состояния атмосферы
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
3
Понятие и значения
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
4
Международное сотрудничество по контролю загрязнения атмосферы
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
5
Организационные уровни национального экологического мониторинга
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
6
Национальный мониторинг. Потенциал загрязнения атмосферы
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7
Контрольная точка №1
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
8
Организация и задачи
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
9
Система нормативов качества атмосферного воздуха
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
10
Факторы формирования фонового загрязнения 
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
11
Система реализации мониторинга
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
12
Контрольная точка №2
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
13
Организации и задачи
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
14
Технология контроля загрязнения атмосферного воздуха
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
15
Мониторинг источника загрязнения, схема и процедуры
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
16
Локальный мониторинг, автоматизированная система мониторинга воздушной среды города
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
17
Производственный экологический
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
контроль
 
18
Моделирование переноса веществ и прогнозирования локальной экологической обстановки
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
19
Контрольная точка №3
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологический мониторинг»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК-1.1:Умеет подготавливать информацию для проведения оценки воздействия на окружающую среду на существующем производстве и при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации.
Основы экологического менеджмента
x
Оценка воздействия на окружающую среду
x
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
УК-8.1:Анализирует факторы вредного воздействия на объекты окружающей среды и идентифицирует опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
Биологическая защита экосистем
x
Техногенные системы и экологические риски
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
x
Экологическая токсикология
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологический мониторинг» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологический мониторинг» проводится в виде Экзамен.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

 
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 1
Устный опрос
5
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
 
КТ 2
Устный опрос
5
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 1
Устный опрос
5
5 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 4 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 2 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
5
5 балла - задания решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. 4 балла - задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы. 3 балла - решена одна задача в полном объеме. 2 балл - решена одна задача, не полностью. 1 балл - задания решены не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 0 баллов - задание не решено.
 
КТ 2
Устный опрос
5
5 балла – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 4 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 3 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 2 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 3
Тест
10
За каждый правильный ответ студент получает 1 балл
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

Критерии оценки ответа на экзамене
 
7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с

 
освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологический мониторинг»
Контрольная точка№1

Теоретические вопросы

1. Роль и место человека в биосфере.

2. Источники загрязнения атмосферы и его последствия.

3. Уровень антропогенного воздействия на гидросферу.

4. Перечислите загрязняющие компоненты водной среды.

5. Какой потенциальный эксплуатационный ресурс подземных вод в России и в крае?

6. Виды и масштабы воздействия человека на окружающую природную среду.

7. По каким направлениям проявляется негативная деятельность человека?

8. Чем определяется химическая нагрузка на организм человека?

9. Загрязнение почвы и его последствия.

10. Опасность химического загрязнения.

11. Охарактеризуйте техногенную ситуацию в России.

12. Охарактеризуйте техногенную ситуацию в Ставропольском крае.

13. Какова взаимосвязь между ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической характеристики среды?

14. В чём специфика комплексных нормативов качества?

15. Дайте характеристику природным ресурсам.

16. Особенности использования минеральных ресурсов.

17. Перечислите глобальные функции педосферы.

Практико-ориентированные задания

1. Опишите роль и место человека в биосфере.

2. Назовите источники загрязнения атмосферы.

3. Опишите уровень антропогенного воздействия на гидросферу.

4. Перечислите загрязняющие компоненты водной среды.

Контрольная точка №2

Теоретические вопросы

1. Основные направления работ по рационализации природопользования.

2. Международное сотрудничество в области природопользования.

3. Концепция устойчивого развития.

4. Проблемы безопасности атомной энергетики.

5. Экологическая безопасность вооруженных сил.

6. Национальные и международные природные ресурсы.

7. Направления и формы международного сотрудничества.

8. Государственная политика рационального природопользования.

9. Правовое обеспечение экологической безопасности.

10. Экологическая паспортизация и экспертиза.

11. Управление природопользованием.

12. Правовые аспекты природопользования.

  Практико-ориентированные задания

1. Опишите международное сотрудничество в области природопользования.

2. Назовите проблемы безопасности атомной энергетики.

3. Опишите экологическую паспортизацию и экспертизу.

4. Назовите основные правовые аспекты природопользования.

 
Контрольная точка №3

Задание 1. Расположить предприятия в зависимости от их профиля в порядке возрастания степени опасности для окружающей природной среды и населения:

а) выпуск свинцовых аккумуляторов нефтепереработка

б) нефтепереработка производство щелочных аккумуляторов

в) изготовление лакокрасочной продукции литейное производство

г) производство щелочных аккумуляторов выпуск свинцовых аккумуляторов

д) литейное производство изготовление лакокрасочной продукции

Задание 2. Соотнесите термины и их определения.

1. Мониторинг лесных экосистем

2. Мониторинг земель

3. Мониторинг биологического разнообразия

А. система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии био-разнообразия во всех его проявлениях с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров био-разнообразия, поддерживающих естественный гомеостаз экосистем, а также имеющих значение для жизнедеятельно-сти человека.

Б. систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изме-нений, их оценки, про-гноза, предупреждения и устранения последст-вий негативных процессов.

В. система наблюдения и оценки состояния, количественных и качественных характеристик лесов, меняющихся под воздействием загрязнения, пожаров, рекреации, вредителей, лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности.

Задание 3. К числу важнейших органов государственного экологического контроля относится:

9. Государственная дума РФ

10. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах

11. Правительство РФ

12. Федеральная служба экологического контроля РФ

Задание 4. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право:

9. проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды

10. принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциаль-ную опасность для здоровья человека

11. выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ

12. всё вышеперечисленное

Задание 5. Кем осуществляется производственный экологический контроль?

7. экологической службой предприятия, учреждения, организации

8. государственной службой экологического контроля

9. работниками, осуществляющие работу с отходами

Задание 6. Целью создания единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) является:

4. экологический контроль

5. обеспечение охраны окружающей среды

6. взимание платы за загрязнение окружающей среды

Задание 7. Экологический мониторинг окружающей среды в зависимости от уровня измененности человеком окружающей среды подразделяется на следующие виды:

4. экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический

5. глобальный, национальный, региональный, локальный

6. фоновый и импактный

Задание 8. Экологический аудит нацелен на:

 
4. выявление и оценку потенциально негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения всех аспектов деятельности хозяйствующих субъектов

5. выявление и оценку рационального использования денежных средств

6. оценку деятельности экологической службы предприятия

Задание 9. В зависимости от цели проведения экологический аудит подразделяется на:

4. перспективный и не перспективный

5. государственный и самостоятельный

6. внутренний и внешний

Задание 10. Аудитор в области экологии – это:

4. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность при образовании юридического лица, отвечающее квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии

5. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающее квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификаци-онный аттестат аудитора в области экологии

6. юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, отвечающее квалификационным тре-бованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области эко-логии.

Темы рефератов:

1. Урбоэкологический стресс (Специфика влияния неблагоприятных экологических факторов на население города

2. Радиационный мониторинг. (Опасность радиационного загрязнения городской среды. Характеристика источников радиационного загрязнения)

3. Охрана зеленых насаждений города. (Концепция мониторинга зеленых насаждений в урбанизированной среде)

4. Организация и структура мониторинга окружающей среды.

5. Мониторинг источников воздействия.

6.Глобальная система мониторинга окружающей среды.

7. Дистанционные и контактные методы экологического мониторинга.

8. Международный мониторинг загрязнения биосферы.

Экологический мониторинг и экологический контроль в Российской Федерации.

10. Экологический мониторинг воздушной среды.

11. Экологический мониторинг водных объектов.

12. Мониторинг лесных ресурсов.

13. Источники загрязнения атмосфер в Ставропольском крае.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»

1. Экологический мониторинг: понятие, задачи, классификации.

2. Организация и структура мониторинга окружающей среды.

3. Нормирование в экологическом мониторинге.

4. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятые в ГМОС.

5. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения.

6. Методы и критерии оценки состояния животного и растительного мира.

7. Методы и критерии оценки состояния геоморфологического состояния территории.

8. Приоритетные контролируемые параметры природной среды и рекомендуемые методы.

9. Мониторинг источников воздействия.

10. Мониторинг природных факторов воздействия.

 
11. Глобальная система мониторинга окружающей среды.

12. Дистанционные и контактные методы.

13. Средства реализации мониторинга: стационарные станции, передвижные посты, аэрокосмические системы, автоматизированные системы.

14. Международное сотрудничество в решении проблем оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий на окружающую среду.

15. Компоненты системы экологического мониторинга.

16. Разработка программы экологического мониторинга.

17. Международный мониторинг загрязнения биосферы.   

18. Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

19. Экологический мониторинг и экологический контроль в Российской Федерации: понятия, задачи, направления деятельности.

20. История государственного экологического мониторинга в России.

21. Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности.

22. Единая государственная система экологического мониторинга России.

23. Регламентация государственных наблюдений в сети Росгидромета.

24. Экологический мониторинг воздушной среды.

25. Экологический мониторинг поверхностных водных объектов.

26. Мониторинг месторождения и участков водозаборов питьевых подземных вод.

27. Мониторинг лесных ресурсов.

28. Мониторинг земельных ресурсов.

29. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов.

30. Мониторинг биологических ресурсов.

31. Мониторинг рыбных ресурсов.

32. Радиационный мониторинг.

33. Биологический мониторинг.

34. Медико-экологический мониторинг.

35. Санитарно-гигиенический мониторинг.

36. Региональный экологический мониторинг

37. Локальный экологический мониторинг.

38. Аэрокосмический мониторинг.

39. Экологическое моделирование и прогнозирование.

40. Правовая база мониторинга, нормативная, экономическая база мониторинга.

Практико-ориентированное задание

1.ПДК хлора в питьевой воде 0,5 мг/л. В источнике А оказалась концентрация хлора 0,9 мг/л, а в источнике Б – 0,2 мг/л. Какую воду пить можно, а какую нельзя? (3 балла)

2. При анализе на содержание аэрозоля серной кислоты в атмосферном воздухе были получены следующие данные: скорость аспирации воздуха 6 л/мин, время аспирации – 15 минут, содержание серной кислоты в пробе 40 мкг. Условия отбора проб: фильтры АФАХА, электроаспиратор, температура – 20°С, давление 769 мм рт. ст. Определить концентрацию аэрозоля серной кислоты в исследуемом воздухе. ПДК тумана серной кислоты – 1 мг/м3. Ответ: 0,47 мг/м3. (3 балла)

3. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

4. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

5. Существующие проекты сероулавливающих установок позволяют превратить крупные города в источники производства серосодержащих соединений, например, серной кислоты. При утилизации 90% сернистого газа, выбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170-180 тонн серной кислоты в сутки во время отопительного сезона в расчете на город с

 
пятисоттысячным населением. Какой природный принцип учтен в таких проектах? Какое значение для здоровья человека имеет реализация подобных проектов?

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Лысова Е. П., Парамонова Экологический мониторинг [Электронный ресурс]:учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 151 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=386040 
 
Л1.2 Тихонова И. О., Кручинина Н. Е. Основы экологического мониторинга [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2022. - 240 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=400269 
 
Л1.3 Дмитренко В. П., Сотникова Е. В., Черняев А. В. Экологический мониторинг техносферы [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 364 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/279824 
 
дополнительная
 
Л2.1 Хаустов А. П., Редина М. М. Экологический мониторинг:учебник для акад. бакалавриата. - Москва: Юрайт, 2016. - 489 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: Е. Е. Степаненко, Ю. А. Мандра, Т. Г. Зеленская ; Ставропольский ГАУ Экологический мониторинг:учеб. пособие к практ. занятиям лоя еаправления 05.03.06 «Экология и природопользование». - Ставрополь, 2019. - 1,69 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, самостоя-тельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические мате-риалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университе-та.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экологический мониторинг» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
86/АДМ

специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологический мониторинг»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н. Степаненко Е. Е.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , д.б.н.  Лысенко И. О.
 
_______________________ доцент , к.б.н. Окрут С.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Экологический мониторинг» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 29 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологический мониторинг» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование