УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
C/01.6 Зн.1 нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды (40.117)
умеет
C/01.6 У.1 использовать текстовые редакторы (процессоры) для создания и оформления информации для проведения оценки воздействия на окружающую среду; (40.117)
У.6 выполнять поиск данных об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям в электронных справочных системах и библиотеках. (40.117)
владеет навыками
C/01.6 Тд.1 проводить оценки воздействия на окружающую среду при расширении, реконструкции, модернизации действующих производств, создаваемых новых технологий и оборудования в организации (40.117)
основных законов и закономерностей сред обитания, влияния экологических и антропогенных факторов, методов анализа данных, для определения влияния факторов на жизнедеятельность элементов среды обитания в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
умеет
применять экологические законы и закономерности при анализе факторов, вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания, идентифицировать опасные и вредные факторы в рамках осуществляемой профессиональной деятельности
владеет навыками
C/01.6 Тд.1 проводить оценки воздействия
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Экологический мониторинг».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологический мониторинг».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологический мониторинг».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологический мониторинг» проводится в виде Экзамен.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 баллов
4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла
2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.
Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:
для экзамена:
- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;
- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;
- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с
- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий
Теоретические вопросы
1. Роль и место человека в биосфере.
2. Источники загрязнения атмосферы и его последствия.
3. Уровень антропогенного воздействия на гидросферу.
4. Перечислите загрязняющие компоненты водной среды.
5. Какой потенциальный эксплуатационный ресурс подземных вод в России и в крае?
6. Виды и масштабы воздействия человека на окружающую природную среду.
7. По каким направлениям проявляется негативная деятельность человека?
8. Чем определяется химическая нагрузка на организм человека?
9. Загрязнение почвы и его последствия.
10. Опасность химического загрязнения.
11. Охарактеризуйте техногенную ситуацию в России.
12. Охарактеризуйте техногенную ситуацию в Ставропольском крае.
13. Какова взаимосвязь между ПДК и ПДВ вредных веществ при оценке экологической характеристики среды?
14. В чём специфика комплексных нормативов качества?
15. Дайте характеристику природным ресурсам.
16. Особенности использования минеральных ресурсов.
17. Перечислите глобальные функции педосферы.
Практико-ориентированные задания
1. Опишите роль и место человека в биосфере.
2. Назовите источники загрязнения атмосферы.
3. Опишите уровень антропогенного воздействия на гидросферу.
4. Перечислите загрязняющие компоненты водной среды.
Контрольная точка №2
Теоретические вопросы
1. Основные направления работ по рационализации природопользования.
2. Международное сотрудничество в области природопользования.
3. Концепция устойчивого развития.
4. Проблемы безопасности атомной энергетики.
5. Экологическая безопасность вооруженных сил.
6. Национальные и международные природные ресурсы.
7. Направления и формы международного сотрудничества.
8. Государственная политика рационального природопользования.
9. Правовое обеспечение экологической безопасности.
10. Экологическая паспортизация и экспертиза.
11. Управление природопользованием.
12. Правовые аспекты природопользования.
Практико-ориентированные задания
1. Опишите международное сотрудничество в области природопользования.
2. Назовите проблемы безопасности атомной энергетики.
3. Опишите экологическую паспортизацию и экспертизу.
4. Назовите основные правовые аспекты природопользования.
Задание 1. Расположить предприятия в зависимости от их профиля в порядке возрастания степени опасности для окружающей природной среды и населения:
а) выпуск свинцовых аккумуляторов нефтепереработка
б) нефтепереработка производство щелочных аккумуляторов
в) изготовление лакокрасочной продукции литейное производство
г) производство щелочных аккумуляторов выпуск свинцовых аккумуляторов
д) литейное производство изготовление лакокрасочной продукции
Задание 2. Соотнесите термины и их определения.
1. Мониторинг лесных экосистем
2. Мониторинг земель
3. Мониторинг биологического разнообразия
А. система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии био-разнообразия во всех его проявлениях с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров био-разнообразия, поддерживающих естественный гомеостаз экосистем, а также имеющих значение для жизнедеятельно-сти человека.
Б. систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изме-нений, их оценки, про-гноза, предупреждения и устранения последст-вий негативных процессов.
В. система наблюдения и оценки состояния, количественных и качественных характеристик лесов, меняющихся под воздействием загрязнения, пожаров, рекреации, вредителей, лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности.
Задание 3. К числу важнейших органов государственного экологического контроля относится:
9. Государственная дума РФ
10. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах
11. Правительство РФ
12. Федеральная служба экологического контроля РФ
Задание 4. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право:
9. проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды
10. принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциаль-ную опасность для здоровья человека
11. выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ
12. всё вышеперечисленное
Задание 5. Кем осуществляется производственный экологический контроль?
7. экологической службой предприятия, учреждения, организации
8. государственной службой экологического контроля
9. работниками, осуществляющие работу с отходами
Задание 6. Целью создания единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) является:
4. экологический контроль
5. обеспечение охраны окружающей среды
6. взимание платы за загрязнение окружающей среды
Задание 7. Экологический мониторинг окружающей среды в зависимости от уровня измененности человеком окружающей среды подразделяется на следующие виды:
4. экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический
5. глобальный, национальный, региональный, локальный
6. фоновый и импактный
Задание 8. Экологический аудит нацелен на:
5. выявление и оценку рационального использования денежных средств
6. оценку деятельности экологической службы предприятия
Задание 9. В зависимости от цели проведения экологический аудит подразделяется на:
4. перспективный и не перспективный
5. государственный и самостоятельный
6. внутренний и внешний
Задание 10. Аудитор в области экологии – это:
4. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность при образовании юридического лица, отвечающее квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии
5. физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающее квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификаци-онный аттестат аудитора в области экологии
6. юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, отвечающее квалификационным тре-бованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области экологического аудита к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области эко-логии.
Темы рефератов:
1. Урбоэкологический стресс (Специфика влияния неблагоприятных экологических факторов на население города
2. Радиационный мониторинг. (Опасность радиационного загрязнения городской среды. Характеристика источников радиационного загрязнения)
3. Охрана зеленых насаждений города. (Концепция мониторинга зеленых насаждений в урбанизированной среде)
4. Организация и структура мониторинга окружающей среды.
5. Мониторинг источников воздействия.
6.Глобальная система мониторинга окружающей среды.
7. Дистанционные и контактные методы экологического мониторинга.
8. Международный мониторинг загрязнения биосферы.
Экологический мониторинг и экологический контроль в Российской Федерации.
10. Экологический мониторинг воздушной среды.
11. Экологический мониторинг водных объектов.
12. Мониторинг лесных ресурсов.
13. Источники загрязнения атмосфер в Ставропольском крае.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»
1. Экологический мониторинг: понятие, задачи, классификации.
2. Организация и структура мониторинга окружающей среды.
3. Нормирование в экологическом мониторинге.
4. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятые в ГМОС.
5. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения.
6. Методы и критерии оценки состояния животного и растительного мира.
7. Методы и критерии оценки состояния геоморфологического состояния территории.
8. Приоритетные контролируемые параметры природной среды и рекомендуемые методы.
9. Мониторинг источников воздействия.
10. Мониторинг природных факторов воздействия.
12. Дистанционные и контактные методы.
13. Средства реализации мониторинга: стационарные станции, передвижные посты, аэрокосмические системы, автоматизированные системы.
14. Международное сотрудничество в решении проблем оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий на окружающую среду.
15. Компоненты системы экологического мониторинга.
16. Разработка программы экологического мониторинга.
17. Международный мониторинг загрязнения биосферы.
18. Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
19. Экологический мониторинг и экологический контроль в Российской Федерации: понятия, задачи, направления деятельности.
20. История государственного экологического мониторинга в России.
21. Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности.
22. Единая государственная система экологического мониторинга России.
23. Регламентация государственных наблюдений в сети Росгидромета.
24. Экологический мониторинг воздушной среды.
25. Экологический мониторинг поверхностных водных объектов.
26. Мониторинг месторождения и участков водозаборов питьевых подземных вод.
27. Мониторинг лесных ресурсов.
28. Мониторинг земельных ресурсов.
29. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов.
30. Мониторинг биологических ресурсов.
31. Мониторинг рыбных ресурсов.
32. Радиационный мониторинг.
33. Биологический мониторинг.
34. Медико-экологический мониторинг.
35. Санитарно-гигиенический мониторинг.
36. Региональный экологический мониторинг
37. Локальный экологический мониторинг.
38. Аэрокосмический мониторинг.
39. Экологическое моделирование и прогнозирование.
40. Правовая база мониторинга, нормативная, экономическая база мониторинга.
Практико-ориентированное задание
1.ПДК хлора в питьевой воде 0,5 мг/л. В источнике А оказалась концентрация хлора 0,9 мг/л, а в источнике Б – 0,2 мг/л. Какую воду пить можно, а какую нельзя? (3 балла)
2. При анализе на содержание аэрозоля серной кислоты в атмосферном воздухе были получены следующие данные: скорость аспирации воздуха 6 л/мин, время аспирации – 15 минут, содержание серной кислоты в пробе 40 мкг. Условия отбора проб: фильтры АФАХА, электроаспиратор, температура – 20°С, давление 769 мм рт. ст. Определить концентрацию аэрозоля серной кислоты в исследуемом воздухе. ПДК тумана серной кислоты – 1 мг/м3. Ответ: 0,47 мг/м3. (3 балла)
3. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?
4. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?
5. Существующие проекты сероулавливающих установок позволяют превратить крупные города в источники производства серосодержащих соединений, например, серной кислоты. При утилизации 90% сернистого газа, выбрасываемого ныне в атмосферу, можно получать до 170-180 тонн серной кислоты в сутки во время отопительного сезона в расчете на город с
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те-мам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические мате-риалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университе-та.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экологический мониторинг» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.