2024-2025_05_04_06-набор_2023-Экология и ПРП_ЭМ_plx_Экологическая проектная деятельность_Экологический мониторинг
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.07 Экологическая проектная деятельность
05.04.06 Экология и природопользование
Экологический мониторинг
Магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины Экологическая проектная деятельность в организациях является получение обучающимися теоретических знаний об особенностях проектной деятельности с последующим применением в профессиональной сфере и практических навыков (формирование) в сфере проектной деятельности.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-6 Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской
ОПК-6.2 Проектирует и распространяет результаты своей профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы
знает

Основы экологии и природопользования

умеет

Использовать знания в области экологии и природопользовании в профессиональной деятельности

владеет навыками

Проектирование и распространение результатов профессиональной деятельности в области экологии и природопользования

 
 
 
 
 
УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними. Вырабатывает стратегию действий.
знает

Основы анализа

умеет

Вырабатывать стратегию действий

владеет навыками

Системный анализ проблемной ситуации

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
знает

Основы разработки экологических проектов

умеет

Работа с большими объемами информации

владеет навыками

Разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы

 
 
 
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.2 Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми
знает

Основы разработки экологических проектов

умеет

Работа с большими объемами информации

владеет навыками

 
ресурсами
Организация работы участников проекта
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экологическая проектная деятельность» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1, 2семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экологическая проектная деятельность» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Экологическая проектная деятельность» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
Методы и технологии научно-экологических исследований
 
Мониторинг безопасности
 
Обследование и экологическая оценка территории
 
Основы проектирования экобиозащитных систем
 
Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства
 
Система управления отходами
 
Обследование и экологическая оценка агроландшафтов
 
Социальный менеджмент
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экологическая проектная деятельность» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
108/3
6
18
84
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
4
2
72/2
6
24
6
36
Эк
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
8
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
108/3
0.12
2
72/2
2
0.25
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Общая часть
1.
 
Основные понятия, содержание и сущность проектной деятельности
1
12
12
1.1.
4
8
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
2 раздел. Контрольная работа №1
2.
 
Контрольная работа№1
1
12
2
КТ 1
2.1.
2
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
3 раздел. Общая часть
3.
 
Понятия, цели и задачи проектной деятельности
1
12
8
3.1.
2
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
4 раздел. Контрольная работа №2
4.
 
Контрольная работа №2
1
12
2
КТ 2
4.1.
2
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
5 раздел. Промежуточная аттестация
5.
 
Промежуточная аттестация
1
5.1.
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
48
180
6
18
 
 
6 раздел. Общая часть
6.
 
Организация работ в рамках проектной деятельности
2
2
8
6.1.
2
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
7 раздел. Контрольная работа №1
7.
 
Контрольная работа №1
2
6
КТ 1
7.1.
6
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
8 раздел. Общая часть
8.
 
Этапы проведения проектной деятельности и их содержание
2
2
14
8.1.
4
10
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
9 раздел. Контрольная работа №2
9.
 
Контрольная работа №2
2
2
2
КТ 2
9.1.
2
Устный опрос
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
10 раздел. Промежуточная аттестация
10.
 
Промежуточная аттестация
2
10.1.
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
Промежуточная аттестация
2
10.2.
УК-2.1, УК-2.2, УК-1.1, ОПК-6.2
 
Промежуточная аттестация
Эк
Итого
6
180
6
24
 
Итого
90
180
12
42
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Основные понятия, содержание и сущность проектной деятельности
Основные понятия, содержание и сущность проектной деятельности
4/2
 
Понятия, цели и задачи проектной деятельности
Понятия, цели и задачи проектной деятельности
2/-
 
 
Организация работ в рамках проектной деятельности
Организация работ в рамках проектной деятельности
2/2
 
Этапы проведения проектной деятельности и их содержание
Этапы проведения проектной деятельности и их содержание
4/2
 
Итого
12
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Основные понятия, содержание и сущность проектной деятельности
12
 
Контрольная работа №1
12
 
Понятия, цели и задачи проектной деятельности
12
 
Контрольная работа №2
12
 
Организация работ в рамках проектной деятельности
2
 
Контрольная работа №1
0
 
Этапы проведения проектной деятельности и их содержание
2
 
Контрольная работа №2
2
 
Промежуточная аттестация
36
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая проектная деятельность» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экологическая проектная деятельность».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экологическая проектная деятельность».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экологическая проектная деятельность».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Основные понятия, содержание и сущность проектной деятельности
Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.3
Л3.1
 
2
Контрольная работа№1
Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
3
Понятия, цели и задачи проектной деятельности
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
4
Контрольная работа №2
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
Организация работ в рамках проектной деятельности
Л1.1, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
6
Контрольная работа №1
Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.3
Л3.1
 
7
Этапы проведения проектной деятельности и их содержание
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
8
Контрольная работа №2
Л1.1, Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
9
Промежуточная аттестация
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Л2.1, Л2.2, Л2.3
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экологическая проектная деятельность»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ОПК-6.2:Проектирует и распространяет результаты своей профессиональной 
Научно-исследовательская работа
x
Ознакомительная практика
x
Преддипломная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
УК-1.1:Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними. Вырабатывает стратегию действий.
Современные экологические проблемы
x
Социальный менеджмент
x
Философия и методология науки
x
УК-2.1:Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
Альтернативная энергетика и зеленые технологии
x
Дисциплины (модули) по выбору 1 (ДВ.1)
x
Мониторинг безопасности
x
Рециклинг, переработка и утилизация отходов производства
x
Система управления отходами
x
УК-2.2:Организует и координирует работу участников проекта, способствует конструктивному преодолению возникающих разногласий и конфликтов, обеспечивает работу команды необходимыми ресурсами
Мониторинг безопасности
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экологическая проектная деятельность» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экологическая проектная деятельность» проводится в виде Зачет, Экзамен, Курсовой проект.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
 
КТ 2
Устный опрос
15
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
2 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
 
КТ 2
Устный опрос
15
 
Итого
130
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
60
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
2 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
КТ 2
Устный опрос
15
15 баллов – при полном знании и понимании содержания раздела, отсутствии ошибок, неточностей, демонстрации студентом системных знаний и глубокого понимания закономерностей; при проявлении студентом умения самостоятельно и творчески мыслить. 14-12 балла – при ответе были допущены неточности, но студент демонстрирует системные знания и понимание закономерностей; 11-7 балла – ответ дан лишь на половину вопросов, прослеживается последовательность изложения. 6-4 балла – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с несущественными ошибками в определениях. 1-3 балл – дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях; присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. 0 баллов – при отсутствии ответа.
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экологическая проектная деятельность» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
Критерии и шкалы оценивания ответа на экзамене
Сдача экзамена может добавить к текущей балльно-рейтинговой оценке студентов не более
 
20 баллов: 
Содержание билета
Количество баллов
Теоретический вопрос №1 (оценка знаний)
до 7
Теоретический вопрос №2 (оценка знаний) 
до 7
Задача (оценка умений и навыков)
до 6
Итого
20
Теоретические вопросы (вопрос 1, вопрос 2)

7 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

6 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 баллов

4 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла

2 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет по-лучить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной ча-сти работы не позволяет сделать правильных выводов.

Перевод рейтинговых баллов в пятибалльную систему оценки знаний обучающихся:

для экзамена:

- «отлично» – от 89 до 100 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все

Критерии оценки ответа на экзамене
 
предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оце-нено числом баллов, близким к максимальному;

- «хорошо» – от 77 до 88 баллов – теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недо-статочно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество вы-полнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий вы-полнены с ошибками;

- «удовлетворительно» – от 65 до 76 баллов – теоретическое содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки;

- «неудовлетворительно» – от 0 до 64 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания со-держат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экологическая проектная деятельность»
Контрольная работа №1 (1 семестр)

1. Организационная структура проекта и его внешнее окружение

2. Современные методы и средства организационного моделирования проектов

3. Основные понятия в проектной деятельности и управлении проектами

4. Взаимосвязь между управлением проектами и управлением инвестициями

5. Взаимосвязь между управлением проектами и функциональным менеджментом

6. Предпосылки и перспективы развития проектной деятельности и управления проектами

Контрольная работа №2 (1 семестр)

1. Состав и этапы разработки проектной документации

2. Классификация проектов

3. Цель и стратегия проекта, результаты проекта

4. Управляемые параметры проекта

5. Окружение проекта

6. Проектный цикл

Контрольная работа №1 (2 семестр)

1. Функции и подсистемы управления проектами

2. Методы управления проектами

3. Организационные структуры управления проектами

4. Участники проекта и их функции

5. Стандарты в области управления проектами

6. Проектная деятельность в организации

Контрольная работа №2 (2 семестр)

1. Структуризация проекта

2. Этапы проектного анализа

3. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемость проекта

4. Состав и этапы разработки проектной документации

5. Организационная структура проекта и его внешнее окружение

6. Современные методы и средства организационного моделирования проектов

Темы рефератов

1. Основные понятия, содержание и сущность проектной деятельности.

 
2. Понятие и основные характеристики проектной деятельности.

3. Основные классификации проектов.

4. Экологическое проектирование.

5. Прогнозирование основных потребностей предприятия.

6. Понятия, цели и задачи проектной деятельности.

7. Правильная постановка целей и задач в проектах.

8. Классификация целей и задач внутри проекта.

9. Основные ошибки в достижении целей.

10. Определение экологических целей и задач предприятия.

11. Организация работ в рамках проектной деятельности.

12. Участники в проектной деятельности.

13. Понятие концепции проекта.

14. Документация для экологических проектов.

15. Этапы проведения проектной деятельности и их содержание.

16. Этапы реализации проекта.

17. Разработка проекта охраны окружающей среды (ООС).

18. Проведение инвентаризации.

19. Подведение итогов реализации проекта.

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Состав и этапы разработки проектной документации

2. Организационная структура проекта и его внешнее окружение

3. Современные методы и средства организационного моделирования проектов

4. Основные понятия в проектной деятельности и управлении проектами

5. Взаимосвязь между управлением проектами и управлением инвестициями

6. Взаимосвязь между управлением проектами и функциональным менеджментом

7. Предпосылки и перспективы развития проектной деятельности и управления проектами

8. Классификация проектов

9. Цель и стратегия проекта, результаты проекта

10. Управляемые параметры проекта

11. Окружение проекта

12. Проектный цикл

13. Структуризация проекта

14. Функции и подсистемы управления проектами

15. Методы управления проектами

16. Организационные структуры управления проектами. Проектная деятельность в организации

17. Участники проекта и их функции

18. Стандарты в области управления проектами

19. Этапы проектного анализа

20. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемость проекта

21. Состав и этапы разработки проектной документации

22. Организационная структура проекта и его внешнее окружение

23. Современные методы и средства организационного моделирования проектов

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Валова (Копылова), В. Д., Зверев О. М. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 376 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093156 
 
Л1.2 Карпенков С. Х. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательская группа "Логос", 2020. - 400 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=367686 
 
Л1.3 Маринченко А. В. Экология [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=358220 
 
Л1.4 Денисов В. В., Дрововозова Т. И., Хорунжий Б. И., Шалашова О. Ю., Кулакова Е. С., Манжина С. А., Алилуйкина В. В. Экология и охрана окружающей среды. Практикум [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 440 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/207011 
 
дополнительная
 
Л2.1 Кулеш В. Ф., Маврищев В. В. Экология. Учебная полевая практика [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 332 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=483086 
 
Л2.2 Брославский Л. И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США, России и Евросоюза [Электронный ресурс]:моногр. ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 582 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1019360 
 
Л2.3 Маврищев В. В. Общая экология [Электронный ресурс]:курс лекций ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 299 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=400111 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Е. Е. Степаненко, М. С. Бабанский, О. С. Зверева, В. А. Халикова, Т. Г. Зеленская, С. В. Окрут ; Ставропольский ГАУ Экологическая проектная деятельность в организациях:учеб. пособие. - Ставрополь, 2023. - 1,24 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Экологическая проектная деятельность в организации» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические и лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты практического и лабораторного занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

95/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая проектная деятельность»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.07.2020 г. № 897).
Автор (ы)
 
_______________________ Доцент  , к.б.н.  Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рецензенты
 
_______________________ Доцент  , д.б.н.  Лысенко И.О.
 
Рабочая программа дисциплины «Экологическая проектная деятельность» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экологическая проектная деятельность» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование