2024-2025_09_04_02-набор_2023-ИСИТ_plx_Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем_Разработка и сопровождение информационных систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.08 Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем
09.04.02 Информационные системы и технологии
Разработка и сопровождение информационных систем
магистр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
обучение студентов теоретическим основам процессного управления и моделирования бизнес-процессов, а также приобретение практических умений и навыков моделирования бизнес-процессов.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-3.1 Понимает принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
знает

Принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации

умеет

Применять принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации

владеет навыками

Навыками анализа и структурирования профессиональной информации

 
 
 
 
 
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-3.2 Анализирует профессиональную информацию, выделяет в ней главное и определяет ее структуру
знает

Методы анализа профессиональной информации

умеет

Анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное и определяет ее структуру

владеет навыками

Навыками анализа профессиональной информации

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен разрабатывать и применять математические модели процессов и объектов при решении задач анализа и синтеза распределенных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
ОПК-7.1 Понимает теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
знает

Теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами

умеет

Применять теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами

владеет навыками

Навыками применения теоретических основ, методов научного исследования и способов решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен разрабатывать и применять математические модели процессов и объектов при решении задач анализа и синтеза распределенных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
ОПК-7.2 Осуществляет методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
знает

Основные подходы к обоснованию научного исследования в области проектирования и управления информационными системами

умеет

Осуществлять методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами

владеет навыками

Методологическим инструментарием обоснования научного исследования в области проектирования и управления информационными системами

 
 
 
 
 
ОПК-7 Способен разрабатывать и применять математические модели процессов и объектов при решении задач анализа и синтеза распределенных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
ОПК-7.3 Применяет в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
знает

современные методы научных исследований и математического моделирования

умеет

Применять в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования

владеет навыками

Навыками применения в практике создания информационных систем современных методов научных исследований и математического моделирования

 
 
 
 
 
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ОПК-8.1 Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
знает

Методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов

умеет

Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов

владеет навыками

Навыками разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологические инновации в сфере информационных систем и технологий
 
Управление проектами
 
Научно-исследовательская работа
 
Программная инженерия
 
Интеллектуальные системы и технологии
 
Ознакомительная практика
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
108/3
12
24
36
36
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

6
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Методы управления информационными системами
1.
 
Функциональное управление
1
4
4
2
КТ 1
1.1.
2
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Процессный подход
1
4
6
4
КТ 1
1.2.
2
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Функционально-ориентированная организация
1
6
10
8
КТ 1
1.3.
2
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Системный подход к управлению процессами
1
4
6
4
КТ 1
1.4.
2
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Жизненный цикл управления процессами
1
6
4
2
КТ 1
1.5.
2
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Системный подход к управлению процессами
1
6
6
4
КТ 1
1.6.
2
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Процесс как объект управления
1
6
КТ 1
1.7.
Тест
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
36
108
24
12
 
Итого
36
108
24
12
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Функциональное управление
Функциональное управление
2/-
 
Процессный подход
Процессный подход
2/-
 
Функционально-ориентированная организация
Функционально-ориентированная организация
2/2
 
Системный подход к управлению процессами
Системный подход к управлению процессами
2/2
 
Жизненный цикл управления процессами
Жизненный цикл управления процессами
2/2
 
Системный подход к управлению процессами
Системный подход к управлению процессами
2/-
 
Итого
12
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Функциональное управление
Функциональное управление
Пр
2/-/-
 
Процессный подход
Процессный подход

КТ 1

Тест

Пр
4/-/-
 
Функционально-ориентированная организация
Функционально-ориентированная организация
Пр
8/2/-
 
Системный подход к управлению процессами
Системный подход к управлению процессами
Пр
4/2/-
 
Жизненный цикл управления процессами
Жизненный цикл управления процессами
Пр
2/-/-
 
Системный подход к управлению процессами
Системный подход к управлению процессами
Пр
4/2/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Функциональное управление
4
 
Процессный подход
4
 
Функционально-ориентированная организация
6
 
Системный подход к управлению процессами
4
 
Жизненный цикл управления процессами
6
 
Системный подход к управлению процессами
6
 
Процесс как объект управления
6
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Функциональное управление
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
2
Процессный подход
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
3
Функционально-ориентированная организация
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
4
Системный подход к управлению процессами
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
5
Жизненный цикл управления процессами
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
6
Системный подход к управлению процессами
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7
Процесс как объект управления
Л1.1, Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
ОПК-3.1:Понимает принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
Научно-исследовательская работа
x
Технологии проектирования информационных систем
x
ОПК-3.2:Анализирует профессиональную 
Интеллектуальные системы и технологии
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
1
2
3
4
информацию, выделяет в ней главное и определяет ее структуру
Ознакомительная практика
x
ОПК-7.1:Понимает теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
Научно-исследовательская работа
x
Научные основы аналитических исследований
x
Ознакомительная практика
x
ОПК-7.2:Осуществляет методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
Научно-исследовательская работа
x
Ознакомительная практика
x
Технологии проектирования информационных систем
x
ОПК-7.3:Применяет в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
Научно-исследовательская работа
x
Ознакомительная практика
x
Технологии проектирования информационных систем
x
ОПК-8.1:Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
Ознакомительная практика
x
Управление проектами
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

 
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем»
Тема 1. Введение в Методы исследования и моделирования информационных процессов и
 
систем.

1. Основные понятия: Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем, имитационная модель, система моделирования.

2. Примеры применения компьютерного моделирования различных процессов.

Тема 2.  Задачи компьютерного моделирования.

3. Аналитические методы.

4. Целесообразность применения компьютерного моделирования.

5. Основные этапы компьютерного моделирования как особой информационной технологии.

6. Математическая модель динамической системы.

Тема 3. Процессы массового обслуживания в моделировании продуктов питания из растительного сырья

7. Цели и задачи теории систем массового обслуживания.

8. Факторы, определяющие возможность применения теории массового обслуживания для исследования предметной области.

9. Основные подходы при построении математических моделей процессов функционирования систем.

10. Аналитическое исследование модели систем массового обслуживания.

11. Система массового обслуживания, основные элементы системы.

12. Процесс обслуживания в системе массового обслуживания.

13. Требование (заявка) в системе массового обслуживания.

14. Поток событий в системе массового обслуживания.

15. Задержка в системе массового обслуживания.

16. Простейший поток событий в системе массового обслуживания.

Тема 5. Процесс создания моделей

17. Метод Монте-Карло.

18. Практическое значение метода Монте-Карло.

19. Общая схема метода Монте-Карло.

20. Пример расчета системы массового обслуживания методом Монте-Карло.

21. Способы генерации случайных чисел.

22. Требования, предъявляемые к идеальному генератору случайных чисел.

23. Методы улучшения качества последовательностей случайных чисел.

24. Распределение равномерное на интервале.

25. Нормальное распределение (дать экономическую трактовку).

26. Экспоненциальное распределение (дать интерпретацию применительно к экономическим процессам)?

27. Обобщенное распределение Эрланга.

28. Треугольное распределение.

29. Формула Поллачека-Хинчина.

Тема 6. Имитация основных процессов

30. Свойства система компьютерного моделирования, обеспечивающей создание моделей для решения задач.

31. Архитектура языка компьютерного моделирования.

32. Пакеты систем компьютерного моделирования, наиболее распространенные в настоящее время.

33. Охарактеризуйте систему моделирования GPSS World.

34. Общая схема проведения компьютерного моделирования в системе GPSS World

35. Статистические результаты имитационной модели, реализованной в любой системе моделирования (например, Pilgrim или GPSS).

Тема 7. Имитационные  решения  задач  минимизации  затрат.

36. Кибернетический подход к организации экспериментальных исследований сложных объектов и процессов.

37. Характерные признаки пассивного эксперимента.

38. Активный эксперимент.

39. Функция (поверхность) отклика. Связь ее с факторным пространством.

40. Общий вид уравнения регрессии, полученного на основе опыта.

 
41. Факторный эксперимент (указать его достоинства и недостатки).

42. Достоинства и недостатки имеет метод крутого восхождения.

43. Полный и дробный факторные эксперименты.

44. Модельное время.

45. Масштабы времени при имитационном моделиро¬вании (указать разновидности).

46. Типы состоя¬ний, характерные для си¬стем при рассмотрении процессов их функционирования.

47. Особые состояния системы моделирования

48. Выбор принципа построения машинной модели.

49. Разомкнутые модели. Замкнутые модели.

50. Функциональные модели.

51. Структурные модели.

52. Динамические модели.

53. Модель бизнес-процесса  «Эффективность  предприятия».

54. Ресурсы, при которых автономные процессы оказывают влияние друг на друга.

55. Имитация работы производственной мощности фирмы.

56. Большая модель.

57. Сформулировать общие требования большой модели.

58. Основные функции выполняет моделирующая система.

59. Граф модели.

60. Транзакт.

61. Ресурсы (дать определение и указать разновидности).

62. Связь узлов модели с ее графом.

63. Пространственное моделирование.

64. Отличие генератора транзактов с бесконечной емкостью от узлов других типов.

65. Очередь (с приоритетами или без приоритетов).

66. Функционирование узла обслуживания с многими параллельными каналами.

67. Терминатор, убирающий транзакты из модели.

68. Подходы к построению имитационных моделей.

69. Ресурс, представляющий собой склад перемещаемых ресурсов.

70. Различие между перемещаемыми и неперемещаемыми материальными ресурсами в имитационных моделях.

71. Стартовый и оперативный информационные ресурсы.

72. Моделирование работы с денежными ресурсами.

73. Основные методические схемы.

74. Программно-целевая схема составления планов.

75. Ресурсная схема планирования.

Темы рефератов:

1. Параллельный инжиниринг ресурсов.

2. Математические предпосылки создания имитационной модели.  

3. Границы возможностей классических математических методов в компьютерном моделировании.

4. Основные этапы преобразования информации в компьютерном моделировании.

5. Роль и место модуля компьютерного моделирования для описания моделируемого процесса.

6. Классификация современных инструментальных и программных средств информационного моделирования.

7. Подготовка выборочных данных к имитационному эксперименту.

8. Непараметрические и параметрические критерии согласия. Статистики критериев.

9. Концепция и возможности объектно-ориентированной моделирующей системы.

10. Основные объекты модели.

11. Стратегии управления ресурсами.

12. Моделирование пространственной динамики.  

13. Управление модельным временем.

14. Функциональная модель и ее диаграммы.

 
15. Процесс создания двух взаимосвязанных моделей: функциональной структурной и динамической имитационной.

16. Планирование имитационного компьютерного эксперимента.

17. Кибернетический подход к организации экспериментальных исследований сложных процессов и объектов.

18. Факторный эксперимент и выявления наиболее существенных свойств процесса.

1. _________ моделью называется такая, у которой Т = N, Q = N (где Т = {t} - множество моментов времени, Q={n} – множество величин отрезков времени; N - множество целых чисел)

1. Переходной

2. Непрерывной

3. Бесконечной

4. Дискретной

2. Некоторое (любое) состояние всех r входов системы можно представить вектором  называемым ________  системы

1. обобщенным выходом

2. обобщенным входом

3. внешним входом

4. вынужденным выходом

3. По виду множеств различают модели: 1) с последствием; 2) без последствия; 3) конечные; 4) бесконечные

1. 3, 4

2. 1, 4

3. 2, 3, 4

4. 1, 2

4. a – z сечение (S,T) называется ________ сечением, если C(S,T) не больше пропускной способности любого другого a – z сечения

1. простым

2. максимальным

3. начальным

4. минимальным

5. На рисунке показан

1. непрерывный процесс

2. дискретный процесс с непрерывным временем

3. процесс с непрерывным множеством значений и дискретным временем

4. дискретный процесс с дискретным временем

6. ________ моделью называется такая, у которой Т = R, Q = R (где Т = {t} - множество моментов времени, Q={n} – множество величин отрезков времени; R - множество всех вещественных чисел)

1. Переходной

2. Непрерывной

3. Обобщенной

4. Дискретной

7. По источникам возникновения информационные процессы делятся на:

1. цифровые

2. первичные

3. производные

4. смешанные

 

8. ________ анализ проводится с целью исследования статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений и связей между ними

1. Функциональный

2. Параметрический

3. Информационный

4. Структурный

9. На рисунке показан

1. непрерывный процесс

2. дискретный процесс с дискретным временем

3. процесс с непрерывным множеством значений и дискретным временем

4. дискретный процесс с непрерывным временем

10. Поток  в сети называется _________ потокам, если  для любого возможного потока f в сети

1. минимальным

2. абсолютным

3. относительным

4. максимальным

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Шенталер Ф., Фоссен Г. Бизнес-процессы: языки моделирования, методы, инструменты [Электронный ресурс]:ВО - Магистратура. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2019. - 264 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1078471 
 
Л1.2 Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем:учебник  для студентов вузов по направлениям: "Информатика и вычислительная техника", "Информ. системы". - М.: Академия, 2009. - 450 с.
 
дополнительная
 
Л2.1 Лемешко Б. Ю., Лемешко С. Б. Статистический анализ данных, моделирование и исследование вероятностных закономерностей. Компьютерный подход [Электронный ресурс]:моногр.. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 890 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=515227 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Коган, Е. А., Юрченко А. А. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс]:учебник. - НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 250 с – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398687 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
AnyLogic
http://www.anylogic.com
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «Компьютерное моделирование и анализ бизнес-процессов» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке бакалавра и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.  

Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.  

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.  

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение лабораторных заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.  

Для освоения курса дисциплины студенты должны:  

− изучить материал лекционных и лабораторных занятий в полном объеме по темам курса;  

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;  

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за темами дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.  

Посещение лекционных и лабораторных занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.  

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:  

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,  

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,  

− официально оформленное свободное посещение занятий.  

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.  

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты занятия во время консультаций по дисциплине.  

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 917).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор , д.э.н. Тамбиева Д.А.
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.т.н. Шлаев Д.В.
 
Рабочая программа дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» рассмотрена на заседании Кафедра инжиниринга IT-решений протокол № 8 от 04.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Хабаров Алексей Николаевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол № 8 от 20.05.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии