УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
умеет
Применять принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
владеет навыками
Навыками анализа и структурирования профессиональной информации
Методы анализа профессиональной информации
умеет
Анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное и определяет ее структуру
владеет навыками
Навыками анализа профессиональной информации
Теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
умеет
Применять теоретические основы, методы научного исследования и способы решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
владеет навыками
Навыками применения теоретических основ, методов научного исследования и способов решения научных проблем в области проектирования и управления информационными системами
Основные подходы к обоснованию научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
умеет
Осуществлять методологическое обоснование научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
владеет навыками
Методологическим инструментарием обоснования научного исследования в области проектирования и управления информационными системами
современные методы научных исследований и математического моделирования
умеет
Применять в практике создания информационных систем современные методы научных исследований и математического моделирования
владеет навыками
Навыками применения в практике создания информационных систем современных методов научных исследований и математического моделирования
Методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
умеет
Понимает методологические основы разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
владеет навыками
Навыками разработки программного обеспечения, методы управления проектами разработки программного обеспечения, нормативно технические документы (стандарты и регламенты) по разработке программных средств и проектов
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
КТ 1
Тест
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
1. Основные понятия: Методы исследования и моделирования информационных процессов и систем, имитационная модель, система моделирования.
2. Примеры применения компьютерного моделирования различных процессов.
Тема 2. Задачи компьютерного моделирования.
3. Аналитические методы.
4. Целесообразность применения компьютерного моделирования.
5. Основные этапы компьютерного моделирования как особой информационной технологии.
6. Математическая модель динамической системы.
Тема 3. Процессы массового обслуживания в моделировании продуктов питания из растительного сырья
7. Цели и задачи теории систем массового обслуживания.
8. Факторы, определяющие возможность применения теории массового обслуживания для исследования предметной области.
9. Основные подходы при построении математических моделей процессов функционирования систем.
10. Аналитическое исследование модели систем массового обслуживания.
11. Система массового обслуживания, основные элементы системы.
12. Процесс обслуживания в системе массового обслуживания.
13. Требование (заявка) в системе массового обслуживания.
14. Поток событий в системе массового обслуживания.
15. Задержка в системе массового обслуживания.
16. Простейший поток событий в системе массового обслуживания.
Тема 5. Процесс создания моделей
17. Метод Монте-Карло.
18. Практическое значение метода Монте-Карло.
19. Общая схема метода Монте-Карло.
20. Пример расчета системы массового обслуживания методом Монте-Карло.
21. Способы генерации случайных чисел.
22. Требования, предъявляемые к идеальному генератору случайных чисел.
23. Методы улучшения качества последовательностей случайных чисел.
24. Распределение равномерное на интервале.
25. Нормальное распределение (дать экономическую трактовку).
26. Экспоненциальное распределение (дать интерпретацию применительно к экономическим процессам)?
27. Обобщенное распределение Эрланга.
28. Треугольное распределение.
29. Формула Поллачека-Хинчина.
Тема 6. Имитация основных процессов
30. Свойства система компьютерного моделирования, обеспечивающей создание моделей для решения задач.
31. Архитектура языка компьютерного моделирования.
32. Пакеты систем компьютерного моделирования, наиболее распространенные в настоящее время.
33. Охарактеризуйте систему моделирования GPSS World.
34. Общая схема проведения компьютерного моделирования в системе GPSS World
35. Статистические результаты имитационной модели, реализованной в любой системе моделирования (например, Pilgrim или GPSS).
Тема 7. Имитационные решения задач минимизации затрат.
36. Кибернетический подход к организации экспериментальных исследований сложных объектов и процессов.
37. Характерные признаки пассивного эксперимента.
38. Активный эксперимент.
39. Функция (поверхность) отклика. Связь ее с факторным пространством.
40. Общий вид уравнения регрессии, полученного на основе опыта.
42. Достоинства и недостатки имеет метод крутого восхождения.
43. Полный и дробный факторные эксперименты.
44. Модельное время.
45. Масштабы времени при имитационном моделиро¬вании (указать разновидности).
46. Типы состоя¬ний, характерные для си¬стем при рассмотрении процессов их функционирования.
47. Особые состояния системы моделирования
48. Выбор принципа построения машинной модели.
49. Разомкнутые модели. Замкнутые модели.
50. Функциональные модели.
51. Структурные модели.
52. Динамические модели.
53. Модель бизнес-процесса «Эффективность предприятия».
54. Ресурсы, при которых автономные процессы оказывают влияние друг на друга.
55. Имитация работы производственной мощности фирмы.
56. Большая модель.
57. Сформулировать общие требования большой модели.
58. Основные функции выполняет моделирующая система.
59. Граф модели.
60. Транзакт.
61. Ресурсы (дать определение и указать разновидности).
62. Связь узлов модели с ее графом.
63. Пространственное моделирование.
64. Отличие генератора транзактов с бесконечной емкостью от узлов других типов.
65. Очередь (с приоритетами или без приоритетов).
66. Функционирование узла обслуживания с многими параллельными каналами.
67. Терминатор, убирающий транзакты из модели.
68. Подходы к построению имитационных моделей.
69. Ресурс, представляющий собой склад перемещаемых ресурсов.
70. Различие между перемещаемыми и неперемещаемыми материальными ресурсами в имитационных моделях.
71. Стартовый и оперативный информационные ресурсы.
72. Моделирование работы с денежными ресурсами.
73. Основные методические схемы.
74. Программно-целевая схема составления планов.
75. Ресурсная схема планирования.
Темы рефератов:
1. Параллельный инжиниринг ресурсов.
2. Математические предпосылки создания имитационной модели.
3. Границы возможностей классических математических методов в компьютерном моделировании.
4. Основные этапы преобразования информации в компьютерном моделировании.
5. Роль и место модуля компьютерного моделирования для описания моделируемого процесса.
6. Классификация современных инструментальных и программных средств информационного моделирования.
7. Подготовка выборочных данных к имитационному эксперименту.
8. Непараметрические и параметрические критерии согласия. Статистики критериев.
9. Концепция и возможности объектно-ориентированной моделирующей системы.
10. Основные объекты модели.
11. Стратегии управления ресурсами.
12. Моделирование пространственной динамики.
13. Управление модельным временем.
14. Функциональная модель и ее диаграммы.
16. Планирование имитационного компьютерного эксперимента.
17. Кибернетический подход к организации экспериментальных исследований сложных процессов и объектов.
18. Факторный эксперимент и выявления наиболее существенных свойств процесса.
1. _________ моделью называется такая, у которой Т = N, Q = N (где Т = {t} - множество моментов времени, Q={n} – множество величин отрезков времени; N - множество целых чисел)
1. Переходной
2. Непрерывной
3. Бесконечной
4. Дискретной
2. Некоторое (любое) состояние всех r входов системы можно представить вектором называемым ________ системы
1. обобщенным выходом
2. обобщенным входом
3. внешним входом
4. вынужденным выходом
3. По виду множеств различают модели: 1) с последствием; 2) без последствия; 3) конечные; 4) бесконечные
1. 3, 4
2. 1, 4
3. 2, 3, 4
4. 1, 2
4. a – z сечение (S,T) называется ________ сечением, если C(S,T) не больше пропускной способности любого другого a – z сечения
1. простым
2. максимальным
3. начальным
4. минимальным
5. На рисунке показан
1. непрерывный процесс
2. дискретный процесс с непрерывным временем
3. процесс с непрерывным множеством значений и дискретным временем
4. дискретный процесс с дискретным временем
6. ________ моделью называется такая, у которой Т = R, Q = R (где Т = {t} - множество моментов времени, Q={n} – множество величин отрезков времени; R - множество всех вещественных чисел)
1. Переходной
2. Непрерывной
3. Обобщенной
4. Дискретной
7. По источникам возникновения информационные процессы делятся на:
1. цифровые
2. первичные
3. производные
4. смешанные
8. ________ анализ проводится с целью исследования статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений и связей между ними
1. Функциональный
2. Параметрический
3. Информационный
4. Структурный
9. На рисунке показан
1. непрерывный процесс
2. дискретный процесс с дискретным временем
3. процесс с непрерывным множеством значений и дискретным временем
4. дискретный процесс с непрерывным временем
10. Поток в сети называется _________ потокам, если для любого возможного потока f в сети
1. минимальным
2. абсолютным
3. относительным
4. максимальным
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, лабораторные занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение лабораторных заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и лабораторных занятий в полном объеме по темам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за темами дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и лабораторных занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные лабораторные занятия отрабатываются в виде устной защиты занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.