УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Инструменты и методы управления временем для достижения поставленных целей
умеет
Использовать инструментами и методами тайм-менеджмента
владеет навыками
Навыками управления поглотителями времени (хронофагами) и планирования жестких и гибких задач при достижении поставленных целей
Основы планирования профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда
умеет
Расставлять приоритеты профессиональной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки; планировать самостоятельную деятельность в решении профессиональных задач; подвергать критическому ана-лизу проделанную работу; находить и творчески использовать имеющийся опыт в соответствии с задачами саморазвития
владеет навыками
Навыками выявления стимулов для саморазвития; определения реалистических целей профессионального роста на основе принципов образования
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Менеджмент».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Менеджмент».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Менеджмент».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Менеджмент» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Вариант 1
Типовые вопросы (оценка знаний)
1. Основные социально-культурные особенности Восточной цивилизации(2 балла)
2. Факторы и условия становления и развития промышленного капитализма
(2 балла)
3. Предшественники научного менеджмента. (2 балла)
Примерные темы рефератов
1. Современный менеджмент: проблемы и тенденции
2. Портрет современного менеджера
3. Значение менеджмента в современном обществе
4. Карьера успешного менеджера в современном бизнесе: проблемы и возможности
5. Конфликты в организациях - беда или шаг к победе?
6. Деловой мир и место для мечты в нем.
7. Ролевой репертуар менеджера.
8. Управлять сотрудником - управлять личностью
9. Менеджмент – искусство управлять.
10. Что влияет на эффективность менеджера.
11. Женщина менеджер.
12. Управление стрессом на рабочем месте.
13. История успеха, которая меня вдохновила
Типовые вопросы для собеседования
Тема 2. Разнообразие школ, моделей и теорий менеджмента
1. Основные особенности античной цивилизации, ее отличия от обществ «азиатского способа производства».
2. Факторы и условия становления и развития промышленного капитализма.
3. Управленческие революции.
4. Становление и развитие школы научного менеджмента.
5. Основные положения административной школы менеджмента (А. Файоль, М. Ве-бер, Муни, Рейли, Гьюлик и Урвик).
6. Основные положения школы человеческих отношений (М. П. Фоллет, Мюнстен-берг, Э. Мэйо, Диксон, Ротлисбергер).
Типовые тестовые задания
1. Конечной целью менеджмента является:
a. развитие технико-экономической базы фирмы
b. обеспечение прибыльность фирмы
c. рациональная организация производства
d. повышение квалификации и творческой активности работника
2. Организация - это
b. группа людей, владеющая средствами производства
c. группа людей, деятельность которых координируется
d. группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения об-щей цели
3. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:
a. акционеры, конкуренты, поставщики
b. потребители, торговые предприятия, местные органы власти
c. правительственные органы, местные органы власти
d. все перечисленное
4. К какой категории менеджеров можно отнести заместителя исполнительного дирек-тора компании по маркетингу?
a. линейный менеджер
b. аппаратный (штабной) менеджер
c. функциональный менеджер
5. Ситуация: предприятием управляет генеральный директор; в настоящее время на дан-ной фирме осуществляются три программы. Каждой программой руководит директор, они отвечают полностью за материальные, кадровые и финансовые ресурсы своих про-грамм. Какую организационную структуру создал генеральный директор на своем пред-приятии?
a. матричная
b. функциональная
c. линейная
6. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?
a. созданы филиалы предприятия в пяти городах
b. созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам
c. созданы цеха на предприятии по производству мягкой мебели, кухонной мебели, офисной мебели
d. созданы отделы на предприятии, равные по численности
7. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?
a. функциональные отношения
b. материальные отношения
c. линейные отношения
d. отношения управленческого аппарата
Примерные темы рефератов
1. Современный менеджмент: проблемы и тенденции
2. Портрет современного менеджера
3. Значение менеджмента в современном обществе
4. Карьера успешного менеджера в современном бизнесе: проблемы и возможности
5. Конфликты в организациях - беда или шаг к победе?
6. Деловой мир и место для мечты в нем.
7. Ролевой репертуар менеджера.
8. Управлять сотрудником - управлять личностью
9. Менеджмент – искусство управлять.
10. Что влияет на эффективность менеджера.
11. Женщина менеджер.
12. Управление стрессом на рабочем месте.
13. История успеха, которая меня вдохновила
Типовая кейс-задача
Составление организационной структуры предприятия
Наименование предприятия __________________________________________________
_________________________________________________________________________
Вид деятельности __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество работников_____________ чел.
в т.ч.
• административно-управленческий персонал ________ чел
• обслуживающий персонал ____________ чел
• рабочие _______ чел
• ___________________ персонал __________ чел
Удельный вес рабочих в общей численности персонала ______ %
Составить схему организационной структуры предприятия, определить ее тип, описать взаимосвязи между отдельными звеньями предприятия. Описать внешнюю среду данной организации.
Типовая деловая игра «ПОЛЕТ НА ЛУНУ»
Описание игровой ситуации.
Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудач-ную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вари-ант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивиду-ально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоя-нии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипа-жу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нель-зя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы опре-делить последовательность выбрасывания груза.
Порядок проведения игровой процедуры.
Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.
Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:
1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать ме-нее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обо-значается номером 14, последним – номером 1.
2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо кон-сультаций с остальными игроками.
3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предме-тов.
4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости при-влекая команду.
5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.
6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.
7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а остав-шуюся половину – на освещенной.
Типовая контрольная точка для очной формы обучения
Контрольная точка №1.
Вариант 1
Типовые вопросы (оценка знаний)
1. Основные социально-культурные особенности Восточной цивилизации(2 балла)
(2 балла)
3. Предшественники научного менеджмента. (2 балла)
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по ос-новным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам кур-са;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме, подготовиться к собеседованию, тестированию, контрольной работе;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.
Зачет по дисциплине «Менеджмент» как форма контроля представляет собой форму периодической отчетности студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению 35.03.06 Агроинженерия (Технические системы в агробизнесе). Зачет по дисциплине служит для оценки работы студента в течение семестра и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материа-ла или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Успешный ответ на вопрос по дисциплине предполагает процесс продумывания логики изложения материала по каждому вопросу, запоминание примеров.
При подготовке к зачету у студента должен быть учебник или конспект лекций, прочитанные по указанию преподавателя в течение семестра.
Советы студенту:
1. распределите предложенные вопросов для собеседования по разделам и темам курса;
3. при чтении материала выделяйте основные понятия и определения и записывайте их;
4. выделите опорные понятия, это даст возможность систематизировать представления по дисциплине и лучше подготовиться к зачету.
В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание рефератов, вы-полнение контрольных заданий, результаты промежуточных тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой оценке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка, которая служит ос-нованием для допуска к зачету.
Зачет может быть получен автоматически при условии выполнения и своевременной выполнения всех практических и самостоятельных заданий, систематической и плодотворной работы на семинарских и аудиторных занятиях.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.