УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- решение проблем сохранения геологических сфер и биологических параметров биосферы в условиях преобразующей деятельности общества.
- понять механизмы и возможные последствия воздействия техногенеза на природную среду – значит уметь выбрать оптимальное решение совместной экологической, технической и социальной деятельности.
знать теории и методологии экологии, гео-экологии, природопользования, охраны при-роды, устойчивого развития и наук об окру-жающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
умеет
уметь использовать теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельно-сти
владеет навыками
способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
знать фундаментальные разделы наук о Земле в области экологии и природопользования
умеет
уметь использовать фундаментальные разделы наук о Земле в области экологии и природо-пользования
владеет навыками
способен решать типовые задачи профессио-нальной деятельности на основе знаний ос-новных законов математических и естествен-ных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
2. Взаимозависимость общества и системы.
3. Геоэсферы Земли.
2. Антропогенное ухудшение состояния (деградация) биосфе-ры; снижение естественной биологической продуктивности экосистем. Биосфера как ландшафтная сфера.
4. Питательные потребности живого вещества.
5. Отношение живого вещества к среде обитания.
6. Взаимосвязь между различными представителями живого вещества.
2. Глобальная оценка деградации почв.
3. Твердый сток. Условия и факторы, определяющие протека-ние галогенеза.
ление почв, преобладание легких почв).
2. Снижение уровня подземных вод (опускание базиса эрозии, ветровая и водная эрозия) и антропогенные (сведение лесов, чрезмерная нагрузка на пастбища, интенсивная распашка, ускоренная дефляция и засоление почв, нерациональное водопользование, выжигание стерни).
3. Социально-экономический и природный процесс.
4. Экологические проблемы животноводства и скотоводства.
5. Экологически устойчивое и экологически чистое сельское хозяйство. Проблемы концентрации, индустриализации и химизации сельского хозяйства, их экологическое последствие.
6. Загрязнение и безвозвратное потребление водных ресурсов в сельском хозяйстве. Мелиорация сельскохозяйственных угодий и ее возможные негативные результаты.
2. Осушение сельскохозяйственных земель.
3. Проблемы применения удобрений и средств защиты рас-тений.
4. Применение современных технологий в земледелии.
5. Биологические способы борьбы с вредителями и болезня-ми сельскохозяйственных культур.
6. Применение биологически активных веществ.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
2. Основные процессы функционирования и поддержания гомеостазиса. Основные типы техногенных воздействий на литосферу.
3. Глобальный круговорот воды, его роль в функционировании экосферы.
4. Природные воды – индикатор и интегратор процессов в водном бассейне; водные ресурсы.
5. Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия.
6. Кислотные осадки: источники, распределение, последствия, управление, международное сотрудничество. Фоновое загрязнение атмосферы.
1. Рабочую программу дисциплины «Геология с основами геоморфологии».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Геология с основами геоморфологии».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Геология с основами геоморфологии».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Геология с основами геоморфологии» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Задание № 1
Геология комплексная наука о составе и строении ...
-: животных
-: растений
-: Земли
-: почвы
Правильный ответ: Земли
Задание № 2
Составной частью геологии является ...
-: минералогия
-: цитология
-: философия
-: физиология
Правильный ответ: минералогия
Задание № 3
Внутренней оболочкой Земли является ...
-: гидросфера
-: литосфера
-: мантия
-: ядро
Правильный ответ: литосфера
Задание № 4
-: ядро
-: гидросфера
-: биосфера
-: атмосфера
Правильный ответ: ядро
Задание № 5
Водная оболочка Земли называется ...
-: гидросфера
-: биосфера
-: атмосфера
-: ядро
Правильный ответ: гидросфера
Задание № 6
Газовая оболочка Земли называется ...
-: гидросфера
-: биосфера
-: атмосфера
-: ядро
Правильный ответ: атмосфера
Задание № 7
Минералы классифицируются по ...
-: цвету
-: блеску
-: химическому составу
-: спайности
Правильный ответ: химическому составу
Задание № 8
Способность минералов отражать падающие лучи называется ...
-: цвет
-: блеск
-: прозрачность
-: спайность
Правильный ответ: блеск
Задание № 9
Образование минералов из горячих водных растворов называется ...
-: гидротермальное
-: осадочное
-: метаморфическое
-: магматическое
Правильный ответ: гидротермальное
Задание № 10
Вторичным почвообразующим минералом является ...
-: альбит
-: ортоклаз
-: лабродор
-: каолинит
Правильный ответ: каолинит
Задание № 11
Образование минералов при кристаллизации магматических расплавов в глубине Земли называется ...
-: гидротермальное
-: осадочное
-: метаморфическое
-: магматическое
Правильный ответ: магматическое
Глинистым минералом является ...
-: кварц
-: сера
-: пирит
-: монтморилонит
Правильный ответ: монтморилонит
Задание № 13
Песок относится к ... горным породам
-: осадочным
-: метаморфическим
-: магматическим
Правильный ответ: осадочным
Задание № 14
Наиболее распространенными почвообразующими породами является ...
-: осадочные
-: метаморфические
-: магматические
Правильный ответ: осадочные
Задание № 15
Известняк ракушечник - это... осадочная горная порода
-: обломочная
-: химическая
-: органогенная
-: смешанная
Правильный ответ: органогенная
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
К какой агроруде относится селитра?
1. Азотнокислые
2. Фосфорнокислые
3.Калийные
4.Известковые
Правильный ответ: 1
Задание № 2
К фосфорнокислой агроруде относится ...
-: кальцит
-: селитра
-: апатит
-: сильвин
Правильный ответ: апатит
Задание № 3
Для чего используют известковые агроруды?
Правильный ответ: для нейтрализации кислотности в почве
Задание № 4
Для чего используют гипсовые агроруды?
Правильный ответ: для нейтрализации щелочной реакции в почве и вносятся в солонцы и солонцеватые почвы
Задание № 5
Какие свойства почвы улучшают органические агроруды?
Правильный ответ: физические и биологические свойства почвы
Задание № 6
-: торф
-: селитра
-: апатит
-: кальцит
Правильный ответ: торф
Задание № 7
К агрорудам, содержащим микроэлементы относятся:
1. Пиролюзит (марганцевая агроруда)
2. Цинковая обманка (цинковая агроруда)
3. Бура (борная агроруда)
4. Медистый песчаник (медная агроруда)
5. Все выше перечисленные
Правильный ответ: Все выше перечисленные
Задание № 8
Первичными минералами являются ...
-: минералы простых солей
-: кварц
-: амфиболы и пироксены
-: полевые шпаты
Правильный ответ: минералы простых солей
Задание № 9
Вторичными минералами являются ...
-: монтморилонит, каолинит, вермикулит
-: ортоклаз, микроклин, роговая обманка
-: амфиболы, пироксены, плагиоклазы
Правильный ответ: монтморилонит, каолинит, вермикулит
Задание № 10
Основными первичными продуктами в наземных биогеоценозах являются ...
-: высшие растения
-: бактерии
-: лишайники
-: грибы
Правильный ответ: высшие растения
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Дистракторы:
Назовите минеральный состав пород, их строение, сложение, условия залегания, распространение, происхождение и образование изучает - _____________
Дистракторы соответствия:
петрография
Ответ: петрография
Задание №2
Дистракторы:
Закономерное скопление минеральных агрегатов, занимающие значительные участки земной коры и характеризующиеся более или менее постоянным химическим или минеральным составом и строением называется ________
Дистракторы соответствия:
горная порода
Ответ: горная порода
Задание №3
Дистракторы:
Укажите горные породы, состоящие из одного минерала с незначительной примесью других
Дистракторы соответствия:
полиминеральные
однородные
сплошные
Ответ: мономинеральные
Задание №4
Дистракторы:
Выберите правильный ответ горные породы сложены несколькими минералами или скоплениями их обломков
Дистракторы соответствия:
полиминеральные
мономинеральные
разнородные
Ответ: полиминеральные
Задание №5
Дистракторы:
Укажите на какие 3 основных группы делятся горные породы по происхождению
Дистракторы соответствия:
Магматические
Биогенные
Метаморфические
Осадочные
Обломочные
Кислые
Хемогенные
Ответ: 1,3,4
Задание №6
Дистракторы:
Как называются быстрые и резкие толчки, которые идут из недр Земли и сотрясают поверхность отдельных участков суши это - _____________
Дистракторы соответствия
землетрясение
Ответ: землетрясение
Задание №7
Дистракторы:
Землетрясения, обусловленные подвижками отдельных блоков, на которые разбита земная кора по зонам излома
Дистракторы соответствия
тектонические
вулканические
денудационные
атрогенные
Ответ: тектонические
Задание №8
Дистракторы:
Землетрясения, обусловленные толчками движущейся лавы при ее извержении на земную поверхность это _____________
Дистракторы соответствия
Вулканические
Тектонические
Денудационные
Ответ: вулканические
Задание №9
Дистракторы:
Проекция очага зарождения сейсмических волн на земную поверхность это _________________
эпицентр
Ответ: эпицентр
Задание №10
Дистракторы:
Выдувание и развевание ветром твердых частиц почвы и рыхлых отложений это - ______
Дистракторы соответствия:
дефляция
Ответ: дефляция
Задание №11
Дистракторы:
Процесс обработки горных пород несущимися ветром частицами это - _______________
Дистракторы соответствия:
коррозия
Ответ: коррозия
Задание №12
Дескрипторы
Песчаные бугры овальной формы, формирующиеся на песчаных берегах это ________
Дистракторы соответствия:
дюны
барханы
атолы
Ответ: барханы
Задание №13
Дескрипторы
Выберите правильный ответ: процесс, осуществляемый водами не руслового стока в плоскостном направлении это - __
Дескрипторы соответствия
смыв
размыв
сток
Ответ: смыв
Задание №13
Дескрипторы
Укажите процесс вертикального врезания водного потока в толщу пород
Дескрипторы соответствия:
смыв
размыв
дефляция
эрозия
Ответ: размыв
Задание №14
Дескрипторы
Назовите отложения переносимого и откладываемого реками материала - _____________
Дескрипторы соответствия:
аллювий
Ответ: аллювий
Задание №15
Дескрипторы
Назовите продукты выветривания, оставшиеся на месте своего формирования, это ______
Дескрипторы соответствия:
элювий
Ответ: элювий
Задание №16
Укажите отложения, накопившиеся в результате деятельности ледников:
Дескрипторы соответствия:
Элювий
Делювий
Морена
Элювий
Ответ: Морена
Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)
Задание № 1
Геоморфология - это наука, изучающая _________________________________
животных
ледники
растения
рельеф
Ответ: рельеф
Задание № 2
Продукты геологической работы ветра называются ____________________ отложениями
аллювиальными
пролювиальными
делювиальными
эоловыми
Ответ: эоловыми
Задание № 3
Известняк ракушечник – это___________осадочная горная порода
Ответ: органогенная
Задание № 4
Основные представители азотнокислой агроруды - это ______
Ответ: селитры
Задание № 5
Основные представители фосфорнокислых агроруд?
Ответ: апатиты и фосфориты
Задание № 6
Из приведённого списка выберите правильный ответ
Разрушение горных пород на поверхности Земли под влиянием колебаний температуры называется ... выветривание
химическое
физическое
биологическое
электрическое
Ответ: физическое
Задание №7
Большим или геологическим круговоротом называется ...............
круговорот веществ между сушей и океаном
круговорот веществ в природе
круговорот химических элементов
разрушение горных пород
Ответ: круговорот веществ между сушей и океаном
Задание №8
Геологический круговорот ведет ...
к обеднению пород элементами зольной пищи растений
к обогащению пород коры выветривания элементами питания
устойчивому снабжению растений водой
к улучшению физических свойств
Задание №9
Выберите правильный ответ - абразией называют разрушительную работу
1. Ветра
2. Моря
3. Рек
4. Ледников
Ответ: 2
Задание №10
Геологическая деятельность моря в виде разрушения горных пород, берегов и дна называют
Ответ: абразией
Задание №11
Назовите основные типы ледников
1. Горные
2. Плоскогорий
3. Материковые
4. Межпланетные
Ответ: 1,2, 3
Задание №12
Наука, изучающая рельеф, его формы, происхождение и законы развития земной поверхности - ___________________
Ответ: геоморфология
Задание №13
Совокупность всех форм земной поверхности это _________________
Ответ: рельеф
Задание №14
Какие существуют формы рельефа? ______________________
1.Положительные
2.Нейтральные
3. Отрицательные
Ответ: 1,3
Задание №15
Какие существуют типы рельефа? __________________
1.Просадочный
2. Равнинный
3. Холмистый
4. Возвышенный
5. Горный
Ответ: 2,3,5
Задание №16
Выберите правильный ответ:
Характеристика отражения световых лучей от поверхности минерала это - _________
-: блеск
-: прозрачность
-: цвет минерала
Ответ: блеск
Задание №17
Избирательное поглощение отдельных интервалов волн видимой части спектра при отражении или пропускании света это - ________
Ответ: цвет
Задание №18
Способность минералов действовать на магнитную стрелку или притягивать магнит называется - ______________________________
Ответ: магнитность
Задание №19
Цвет минерала в порошке, который определяется на матовой форфоровой пластинке
-: цвет минерала
-: цвет черты минерала
-: блеск
-: побежалость
Ответ: цвет черты минерала
Задание №20
Укажите минералы, образующиеся одновременно с горной породой и сохраняющиеся в ней практически в неизменном состоянии
-: первичные
-: вторичные
-: неизменные
-: четвертичные
Ответ: первичные
Задание №21
Укажите минералы образующиеся позже первичных и часто за счет них, на земной поверхности или вблизи нее
-: первичные
-: вторичные
-: вторые
-: последующие
Ответ: вторичные
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические заня-тия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры хи-мии и защиты растений, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежно-го контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические ма-териалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке универси-тета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Геоэкология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также про-фильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить доклады по утвер-жденной преподавателем теме, подготовиться к деловой игре;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутриву-зовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных заня-тий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у препода-вателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисци-плины.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.