УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
- формирование у студентов системы знаний о возникновении и причинах разнообразия горных по- род и почв; природе, их отличиях, свойствах.
- степени пригодности почв для возделывания плодовых и декоративных культур и методах повы- шения производительности почв конкретного типа, подтипа, вида и разновидности.
Знания: знать теории и методологии эколо-
гии, геоэкологии, природопользования, охраны
природы, устойчивого развития и наук об
окружающей среде в научно-
исследовательской и практической деятельно-
сти (ОПК 2,1)
умеет
Умения: уметь использовать теории и методо- логии экологии, геоэкологии, природопользо- вания, охраны природы, устойчивого развития
и наук об окружающей среде в научно-
исследовательской и практической деятельно-
сти (ОПК 2,1)
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия: способен
использовать теоретические основы экологии,
геоэкологии, природопользования, охраны
природы и наук об окружающей среде в про-
фессиональной деятельности (ОПК 2,1)
Знания: знать фундаментальные разделы наук
о Земле в области экологии и природопользо-
вания (
умеет
уметь использовать фундаменталь- ные
владеет навыками
способен решать типовые задачи профессиональной де- ятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с приме- нением информационно-коммуникационных технологий
Изучение дисциплины осуществляется в 1семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Тема 1. Почвоведение и ее связь с другими науками. Место и роль почвы в природе. Общая схема почво- образовательного процесса. Факторы почвообразования. Физические и физико-механические свойства почвы.
Наука почвоведение и ее разделы. История возникновения почвоведения как науки. Определение почвы, данное В.В. До- кучаевым, П.А. Костычевым и В.Р. Вильямсом. Сущность взаимодействия почвы и растений. Почва как основное сред- ство сельскохозяйственного производства и продукт труда. Характеристика почвы как самостоятельного природного те- ла. Почвенное тело и его строение. Сущность учения В.В. До- кучаева о факторах почвообразования. Влияние растительно- сти, животных организмов и материнских пород на почвооб- разование. Влияние климата, рельефа местности и времени на почвообразование. Влияние производственной деятельности
человека на почвообразование (лекция - визуализация)
Значение и формы воды в почве. Водные свойства почвы. По- нятие о водном режиме почв. Типы водного режима почв и их регулирование в агрономических целях. Понятие о поглоти- тельной способности почв. ППК, его состав и свойства. Сущ- ность и значение механического, физического и физико- химического поглощения. Сущность и значение химической поглотительной способности почв. Биологическая поглоти-
тельная способность и ее значение
Понятие «органическое вещество» и «гумус» почвы. Пути превращения отмерших растительных и животных остатков в почве. Современное представление о процессе гумусообразо- вания. Условия, влияющие на скорость и направление процес- сов образования гумусовых веществ в почве. Групповой и фракционный состав гумуса. Роль
ция)
Воздушные свойства и воздушный режим почв. Способы ре- гулирования воздушного режима почв. Источник тепла в почве. Тепловые свойства и тепловой режим почвы. Приемы регулирования теплового режима почв
Понятие о почвенном растворе. Состав почвенного раствора. Концентрация, реакция и осмотическое давление почвенного раствора. Окислительно-восстановительный потенциал. Типы окислительно-восстановительного режима почв. Значение
жидкой части почвы для жизни высших растений, почвенной флоры и фауны.
Основные принципы классификации почв. Таксономические Подразделения почв. Закон вертикальной и горизонтальной зональности.
Состав почвенного покрова зоны. Строение, свойства и ос- новные мероприятия по повышению почвенного плодородия глеево-подзолистых почв. Строение, свойства и основные ме- роприятия по повышению плодородия подзолистых почв. Строение, свойства и основные мероприятия по повышению плодородия дерново-подзолистых почв. Строение, свойства и основные мероприятия по повышению плодородия болотных почв.
Состав почвенного покрова зоны. Строение, свойства, клас- сификация и основные мероприятия по повышению плодоро- дия серых лесных почв. Состав почвенного покрова зоны. Строение, свойства, классификация и основные мероприятия
по повышению плодородия бурых лесных почв.
Строение, свойства и основные мероприятия по повышению плодородия выщелоченных черноземов (лекция с ошибками).
Состав почвенного покрова сухостепной зоны. Строение, свойства и основные мероприятия по повышению плодородия темно-каштановых и каштановых почв. Состав почвенного покрова полупустынной зоны. Строение, свойства и основные
мероприятия по повышению плодородия светло-каштановых и бурых почв (лекция визуализация).
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
самоконтроля
1. Рабочую программу дисциплины «Почвоведение».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Почвоведение».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Почвоведение».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Почвоведение» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
Задание № 1
Основы учения о растительных формациях были разработаны ...
-: В.Р. Вильямсом
-: В.В. Докучаевым
-: К.К. Гидройцем
Правильный ответ: В.Р. Вильямсом
Задание № 2
2. Основными первичными продуктами в наземных биогеоценозах являются ...
-: высшие растения
-: бактерии
-: лишайники
-: грибы
Правильный ответ: высшие растения
Задание № 3
3. Продуктивная влага - это влага, превышающая ...
-: наименьшую влагоемкость
-: влажность разрыва капилляров
-: влажность завядания
Правильный ответ: влажность завядания
Задание № 4
4. Более высокий запас влаги в почве соответствует категории почвенной влаги ...
-: влажность завядания
-: полная влагоемкость
-: наименьшая влагоемкость
-: влажность разрыва капилляров
Правильный ответ: полная влагоемкость
Задание № 5
5. Органо-минеральными коллоидами являются ...
-: соединения гумусовых веществ с глинистыми минералами
-: коллоидные формы кремнезема
-: фульвокислоты
-: гуминовые кислоты
Правильный ответ: соединения гумусовых веществ с глинистыми минералами
Задание №6
Максимальное количество в почвенном воздухе составляет ...
-: кислород
-: азот
-: углекислый газ
-: аммиак
Правильный ответ: азот
Задание №7
2. Наибольшей воздухопроницаемостью обладают почвы ...
-: глинистые
-: пылеватые
-: иловатые
-: песчаные
Правильный ответ: песчаные
Задание №8
3.Основным источником тепловой энергии для почвы является ...
-: солнечная энергия
-: теплота земного шара
-: энергия экзотермических реакций
-: энергия радиоактивного распада элементов
Правильный ответ: солнечная энергия
Задание №9
4. Теплоемкость почвы с увеличением ее влажности ...
-: уменьшается
-: увеличивается
-: стабильна
Правильный ответ: увеличивается
Задание №10
5. Теплопроводность почвы возрастает при увеличении в ней ...
-: глины
-: ила
-: органической части
-: воды
-: порозности
Правильный ответ: воды
Задание №11
7.Генезис это ...
-: образование кор выветривания
-: образование почвообразующих пород
-: выветривание горных пород
Правильный ответ: происхождение и развитие почв
Задание №12
8. Основной таксономической единицей классификации почв является генетический ...
-: род
-: вид
-: разряд
-: разновидность
-: подтип
-: тип
Правильный ответ: тип
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Цвет элювиального горизонта подзолистых почв
-: темно-серый
-: бурый
-: охристо-бурый
-: белесый
Правильный ответ: белесый
Задание № 2
2. Подзолистые почвы формируются под воздействием растительности
-: древесной хвойных лесов с моховым или лишайниковым наземным покровом
-: древесной светлохвойных (лиственничных) лесов с мохово-травянистым наземным покровом
-: древесной смешанных лесов с травянистым наземным покровом
-: древесной широколиственных лесов с развитым травянистым наземным покровом
Правильный ответ: древесной хвойных лесов с моховым или лишайниковым наземным покровом
Задание №3
3. Тип водного режима дерново-подзолистых почв
-: промывной
-: периодически промывной
-: непромывной
-: выпотной
Правильный ответ: промывной
Задание №4
4. Серые лесные почвы формируются под воздействием растительности
-: светлохвойные (лиственничные) леса с мохово-травянистым покровом
-: смешанные хвойно-мелколиственные леса с травянистым покровом
-: широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом
-: злаково-разнотравная лугово-степная или степная
Правильный ответ: широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.
Задание №5
5. Характер материнских пород черноземов
-: бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины)
-: элювий и делювий известковых пород
-: карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения)
-: карбонатные, содержат гипс и легкорастворимые соли
Правильный ответ: карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения)
6. Черноземы формируются под воздействием растительности
-: древесная широколиственных лесов с развитым травянистым покровом
-: травянистая злаково-разнотравная лугово-степная или степная
-: травянистая эфемерово-разнотравная или эфемеровая
-: травянистая полынно-типчаково-ковыльня или типчаково-ковыльная
Правильный ответ: травянистая злаково-разнотравная лугово-степная или степная
Задание №7
7. Структура гумусового горизонта черноземов
-: комковато-пылеватая
-: мелкокомковатая
-: комковато-зернистая или зернистая
-: комковато-ореховатая или ореховатая
Правильный ответ: комковато-зернистая или зернистая
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Дистракторы:
Применяя полученные знания определите, какая наука изучает состав, строение, свойства почв и географическое распространение, закономерностях ее происхождения, развития, функционирования и роли в природе, путях и методах ее мелиорации, охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека
Дистракторы соответствия:
География
Геология
Почвенная микробиология
Почвоведение
Экология почв
Соответствие: Почвоведение
Задание № 2
Дистракторы:
Применяя полученные знания определите, что изучает педосфера?
Дистракторы соответствия:
почвенный покров Земли
микробиологическую активность почвы
гранулометрический состав почвы
Соответствие: почвенный покров Земли
Задание № 3
Дистракторы:
Применяя полученные знания определите, что входит в фазовый состав почв?
Дистракторы соответствия:
твердая фаза
жидкая фаза
живая фаза
газовая фаза
все перечисленные
Соответствие: все перечисленные
Задание № 4
Дистракторы:
Продуктивная влага - это влага, превышающая ...
Дистракторы соответствия:
наименьшую влагоемкость
влажность разрыва капилляров
максимальную гигроскопичность
Соответствие: влажность завядания
Задание №5
Дистракторы:
Более высокий запас влаги в почве соответствует категории почвенной влаги ...
Дистракторы соответствия:
влажность завядания
полная влагоемкость
наименьшая влагоемкость
влажность разрыва капилляров
Соответствие: полная влагоемкость
Задание №6
Дистракторы:
Тип водного режима дерново-подзолистых почв
Дистракторы соответствия:
Промывной
периодически промывной
непромывной
выпотной
Соответствие: промывной
Задание № 7
Дистракторы:
Структура гумусового горизонта черноземов
Дистракторы соответствия:
комковато-пылеватая
мелкокомковатая
комковато-зернистая или зернистая
комковато-ореховатая или ореховатая
Соответствие: комковато-зернистая или зернистая
Задание №8
Дистракторы:
Водный режим каштановых по
Дистракторы соответствия:
промывной
периодически промывной
непромывной
выпотной
Соответствие: непромывной
Задание № 9
Дистракторы:
Почвы сухих степей с наиболее высоким залеганием гипса и легкорастворимых солей
Дистракторы соответствия:
светло-каштановые
каштановые
темно-каштановые
лугово-каштановые
Соответствие: светло-каштановые
Задание № 10
Дистракторы:
Зона наибольшего распространения солонцов
Дистракторы соответствия:
лесостепная
степная
сухостепная
Соответствие: сухостепная
Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)
Задание № 1
Агропроизводственная группировка - это ...
объединение почв в более крупные агропроизводственные группы по их свойствам и сельскохозяйственному использованию
объединение почв по видам сельскохозяйственных угодий
объединение почв по водно-физическим свойствам
объединение почв по физико-химическим свойствам
Ответ: объединение почв в более крупные агропроизводственные группы по их свойствам и сельскохозяйственному использованию
Задание № 2
Геоморфология - это наука, изучающая _________________________________
животных
ледники
растения
рельеф
Ответ: рельеф
Задание № 4
Почвообразовательный процесс - это совокупность превращения и передвижения
в почвенной толще
веществ и энергии
органического вещества
минеральных соединений
подвижных элементов
Ответ: веществ и энергии
Задание №5
Из предложенных вариантов определите
Способность почвы противостоять изменению концентрации и реакции почвенного раствора называется ... способностью почвы
буферной
поглотительной
фильтрационной
Ответ: буферной
Задание №6
Используйте базовые знания и определите
Основным окислителем в почве выступает ...
молекулярный кислород
углекислый газ
водород
Ответ: молекулярный кислород
Задание №7
Используйте базовые знания и определите
По данным прихода и расхода органического вещества и коэффициентам гумификации рассчитывают ...
баланс элементов питания
баланс гумуса
дозы минеральных удобрений
программируемый урожай
Ответ: баланс гумуса
Задание №8
Нарушение биоэнергитического режима почвы вызывает процесс ...
эрозии почв
дефляции почв
засоление почв
почвоутомление,
загрязнение почвы
Ответ: почвоутомление
Задание №9
Что представляет собой процесс генезиса?
происхождение и развитие почв
образование кор выветривания
образование почвообразующих пород
выветривание горных пород
Ответ: происхождение и развитие почв
Задание №10
Рекультивация деградированных земель - это ...
выравнивание и заравнивание промоин, оврагов
внесение минеральных и органических удобрений
внесение структурообразователей
комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны и восстановление хозяйственной продуктивности земель
Ответ: комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны и восстановление хозяйственной продуктивности земель
Задание №11
Номенклатура почв - это ...
наименование почв в зависимости от окраски
список всех почв хозяйства выделенных при обследовании
список всех почв района и области
наименование почв в соответствии с их свойствами и классификационным положением
Ответ: наименование почв в соответствии с их свойствами и классификационным положением
Задание №12
Объединение почв в группы по их ... …………называется классификацией почв
водно-физическим и химическим свойствам
мероприятиям их рационального использования
морфологическим свойствам
происхождению, свойствам и особенностям плодородия
Ответ: происхождению, свойствам и особенностям плодородия
Задание №13
Диагностика почв это ...
объединение почв по их химическому составу
объединение почв по плодородию и сельскохозяйственному использованию
совокупность признаков почв, по которым они могут быть отнесены к классификационному подразделению
Ответ: совокупность признаков почв, по которым они могут быть отнесены к классификационному подразделению
Задание №14
Разновидности почв определяются по ...
строению почвенного профиля
содержанию гумуса в верхнем горизонте
соотношению кремнезема к полуторным окислам
гранулометрическому составу
Ответ: гранулометрическому составу
Задание №15
Роды почв выделяются под влиянием ...
элементарных процессов почвообразования
мощности почвенного профиля
комплекса местных условий
Ответ: комплекса местных условий
Задание №16
Почвенный тип определяет однотипность ...
состава и свойств почвы
процессов выветривания и образования почвообразующих пород
кор выветривания
генезиса, состава и свойств, и мероприятий по повышению плодородия
Ответ: генезиса, состава и свойств, и мероприятий по повышению плодородия
Задание №17
Подтипы — это группы почв качественно отличающиеся ...
по водно-физическим и химическим свойствам
по валовому составу
по сельскохозяйственному использованию почв
по проявлению основного и налагающегося процессов почвообразования
Ответ: по проявлению основного и налагающегося процессов почвообразования
Задание №18
Виды почв выделяются по ...
содержанию гумуса
мощности гумусового слоя
по глубине залегания солей
по степени развития почвообразовательных процессов и их взаимной сопряженности
Ответ: по степени развития почвообразовательных процессов и их взаимной сопряженности
Задание №19
Почвообразовательный процесс - это совокупность превращения и передвижения ... в почвенной толще
веществ и энергии
органического вещества
минеральных соединений
подвижных элементов
Ответ: веществ и энергии
Задание №20
Индексом А обозначается ... горизонт
гумусово-аккумулятивный
гумусово-элювиальный
лесная подстилка
элювиальный
Ответ: гумусово-аккумулятивный
Задание №21
Индексом В обозначается ... горизонт
гумусово-аккумулятивный
гумусово-элювиальный
лесная подстилка
элювиальный
иллювиальный
Ответ: иллювиальный
Задание №22
Индексом С обозначается ... горизонт
гумусово-аккумулятивный
материнская порода
лесная подстилка
элювиальный
иллювиальный
Задание №23
Используя знания дайте правильное определение:
Ухудшение свойств и снижение продуктивного потенциала почв в результате воздействия природных или антропогенных факторов –
Аккумуляция
Деградация
выветривание
Ответ: деградация
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к заче- ту первоначально прочитать лекционный материал, выполнить лабораторные задания, самосто- ятельно подготовить реферат и доклад.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.