УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
2. определение степени пригодности почв для возделывания сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв конкретного типа, подтипа, вида и разновидности.
Знания: знать основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и
загрязняющих веществ (ОПК – 3.1)
умеет
уметь использовать основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
владеет навыками
Навыки и/или трудовые действия: способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности (ОПК – 3.1)
знать фундаментальные разделы наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
умеет
уметь использовать фундаментальные разделы наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
владеет навыками
применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле,
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Факторы почвообразования.
контролю
самоконтроля
1. Рабочую программу дисциплины «Экология почв».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экология почв».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология почв».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология почв» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Основы учения о растительных формациях были разработаны ...
-: В.Р. Вильямсом
-: В.В. Докучаевым
-: К.К. Гидройцем
Правильный ответ: В.Р. Вильямсом
Задание № 2
2. Основными первичными продуктами в наземных биогеоценозах являются ...
-: высшие растения
-: бактерии
-: лишайники
-: грибы
Правильный ответ: высшие растения
Задание № 3
3. Продуктивная влага - это влага, превышающая ...
-: наименьшую влагоемкость
-: влажность разрыва капилляров
-: максимальную гигроскопичность
-: влажность завядания
Правильный ответ: влажность завядания
Задание № 4
4. Более высокий запас влаги в почве соответствует категории почвенной влаги ...
-: влажность завядания
-: полная влагоемкость
-: наименьшая влагоемкость
-: влажность разрыва капилляров
Правильный ответ: полная влагоемкость
Задание № 5
5. Органо-минеральными коллоидами являются ...
-: соединения гумусовых веществ с глинистыми минералами
-: коллоидные формы кремнезема
-: фульвокислоты
-: гуминовые кислоты
Правильный ответ: соединения гумусовых веществ с глинистыми минералами
Задание №6
Максимальное количество в почвенном воздухе составляет ...
-: кислород
-: азот
-: углекислый газ
-: аммиак
Правильный ответ: азот
Задание №7
2. Наибольшей воздухопроницаемостью обладают почвы ...
-: глинистые
-: пылеватые
-: иловатые
-: песчаные
Правильный ответ: песчаные
Задание №8
3.Основным источником тепловой энергии для почвы является ...
-: солнечная энергия
-: теплота земного шара
-: энергия радиоактивного распада элементов
Правильный ответ: солнечная энергия
Задание №9
4. Теплоемкость почвы с увеличением ее влажности ...
-: уменьшается
-: увеличивается
-: стабильна
Правильный ответ: увеличивается
Задание №10
5. Теплопроводность почвы возрастает при увеличении в ней ...
-: глины
-: ила
-: органической части
-: воды
-: порозности
Правильный ответ: воды
Задание №11
7.Генезис это ...
-: происхождение и развитие почв
-: образование кор выветривания
-: образование почвообразующих пород
-: выветривание горных пород
Правильный ответ: происхождение и развитие почв
Задание №12
8. Основной таксономической единицей классификации почв является генетический ...
-: род
-: вид
-: разряд
-: разновидность
-: подтип
-: тип
Правильный ответ: тип
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Цвет элювиального горизонта подзолистых почв
-: темно-серый
-: бурый
-: охристо-бурый
-: белесый
Правильный ответ: белесый
Задание № 2
2. Подзолистые почвы формируются под воздействием растительности
-: древесной хвойных лесов с моховым или лишайниковым наземным покровом
-: древесной светлохвойных (лиственничных) лесов с мохово-травянистым наземным покровом
-: древесной смешанных лесов с травянистым наземным покровом
-: древесной широколиственных лесов с развитым травянистым наземным покровом
Правильный ответ: древесной хвойных лесов с моховым или лишайниковым наземным покровом
Задание №3
3. Тип водного режима дерново-подзолистых почв
-: промывной
-: периодически промывной
-: выпотной
Правильный ответ: промывной
Задание №4
4. Серые лесные почвы формируются под воздействием растительности
-: светлохвойные (лиственничные) леса с мохово-травянистым покровом
-: смешанные хвойно-мелколиственные леса с травянистым покровом
-: широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом
-: злаково-разнотравная лугово-степная или степная
Правильный ответ: широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.
Задание №5
5. Характер материнских пород черноземов
-: бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины)
-: элювий и делювий известковых пород
-: карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения)
-: карбонатные, содержат гипс и легкорастворимые соли
Правильный ответ: карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения)
Задание №6
6. Черноземы формируются под воздействием растительности
-: древесная широколиственных лесов с развитым травянистым покровом
-: травянистая злаково-разнотравная лугово-степная или степная
-: травянистая эфемерово-разнотравная или эфемеровая
-: травянистая полынно-типчаково-ковыльня или типчаково-ковыльная
Правильный ответ: травянистая злаково-разнотравная лугово-степная или степная
Задание №7
7. Структура гумусового горизонта черноземов
-: комковато-пылеватая
-: мелкокомковатая
-: комковато-зернистая или зернистая
-: комковато-ореховатая или ореховатая
Правильный ответ: комковато-зернистая или зернистая
Тема: Соответствие (Умения)
Задание № 1
Дистракторы:
Применяя полученные знания определите, какая наука изучает состав, строение, свойства почв и географическое распространение, закономерностях ее происхождения, развития, функционирования и роли в природе, путях и методах ее мелиорации, охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека
Дистракторы соответствия:
География
Геология
Почвенная микробиология
Почвоведение
Экология почв
Соответствие: Почвоведение
Задание № 2
Дистракторы:
Применяя полученные знания определите, что изучает педосфера?
Дистракторы соответствия:
почвенный покров Земли
микробиологическую активность почвы
Соответствие: почвенный покров Земли
Задание № 3
Дистракторы:
Применяя полученные знания определите, что входит в фазовый состав почв?
Дистракторы соответствия:
твердая фаза
жидкая фаза
живая фаза
газовая фаза
все перечисленные
Соответствие: все перечисленные
Задание № 4
Дистракторы:
Продуктивная влага - это влага, превышающая ...
Дистракторы соответствия:
наименьшую влагоемкость
влажность разрыва капилляров
максимальную гигроскопичность
влажность завядания
Соответствие: влажность завядания
Задание №5
Дистракторы:
Более высокий запас влаги в почве соответствует категории почвенной влаги ...
Дистракторы соответствия:
влажность завядания
полная влагоемкость
наименьшая влагоемкость
влажность разрыва капилляров
Соответствие: полная влагоемкость
Задание №6
Дистракторы:
Тип водного режима дерново-подзолистых почв
Дистракторы соответствия:
Промывной
периодически промывной
непромывной
выпотной
Соответствие: промывной
Задание № 7
Дистракторы:
Структура гумусового горизонта черноземов
Дистракторы соответствия:
комковато-пылеватая
мелкокомковатая
комковато-зернистая или зернистая
комковато-ореховатая или ореховатая
Соответствие: комковато-зернистая или зернистая
Задание №8
Дистракторы:
Водный режим каштановых по
Дистракторы соответствия:
промывной
периодически промывной
непромывной
выпотной
Задание № 9
Дистракторы:
Почвы сухих степей с наиболее высоким залеганием гипса и легкорастворимых солей
Дистракторы соответствия:
светло-каштановые
каштановые
темно-каштановые
лугово-каштановые
Соответствие: светло-каштановые
Задание № 10
Дистракторы:
Зона наибольшего распространения солонцов
Дистракторы соответствия:
лесостепная
степная
сухостепная
пустынная
Соответствие: сухостепная
Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)
Задание № 1
Агропроизводственная группировка - это ...
объединение почв в более крупные агропроизводственные группы по их свойствам и сельскохозяйственному использованию
объединение почв по видам сельскохозяйственных угодий
объединение почв по водно-физическим свойствам
объединение почв по физико-химическим свойствам
Ответ: объединение почв в более крупные агропроизводственные группы по их свойствам и сельскохозяйственному использованию
Задание № 2
Геоморфология - это наука, изучающая _________________________________
животных
ледники
растения
рельеф
Ответ: рельеф
Задание № 4
Почвообразовательный процесс - это совокупность превращения и передвижения
в почвенной толще
веществ и энергии
органического вещества
минеральных соединений
подвижных элементов
Ответ: веществ и энергии
Задание №5
Из предложенных вариантов определите
Способность почвы противостоять изменению концентрации и реакции почвенного раствора называется ... способностью почвы
буферной
поглотительной
фильтрационной
Задание №6
Используйте базовые знания и определите
Основным окислителем в почве выступает ...
молекулярный кислород
углекислый газ
водород
Ответ: молекулярный кислород
Задание №7
Используйте базовые знания и определите
По данным прихода и расхода органического вещества и коэффициентам гумификации рассчитывают ...
баланс элементов питания
баланс гумуса
дозы минеральных удобрений
программируемый урожай
Ответ: баланс гумуса
Задание №8
Владея базовыми знаниями определите
Нарушение биоэнергитического режима почвы вызывает процесс ...
эрозии почв
дефляции почв
засоление почв
почвоутомление,
загрязнение почвы
Ответ: почвоутомление
Задание №9
Что представляет собой процесс генезиса?
происхождение и развитие почв
образование кор выветривания
образование почвообразующих пород
выветривание горных пород
Ответ: происхождение и развитие почв
Задание №10
Рекультивация деградированных земель - это ...
выравнивание и заравнивание промоин, оврагов
внесение минеральных и органических удобрений
внесение структурообразователей
комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны и восстановление хозяйственной продуктивности земель
Ответ: комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны и восстановление хозяйственной продуктивности земель
Задание №11
Номенклатура почв - это ...
наименование почв в зависимости от окраски
список всех почв хозяйства выделенных при обследовании
список всех почв района и области
наименование почв в соответствии с их свойствами и классификационным положением
Ответ: наименование почв в соответствии с их свойствами и классификационным положением
Задание №12
Объединение почв в группы по их ... …………называется классификацией почв
водно-физическим и химическим свойствам
мероприятиям их рационального использования
морфологическим свойствам
Ответ: происхождению, свойствам и особенностям плодородия
Задание №13
Диагностика почв это ...
объединение почв по их химическому составу
объединение почв по плодородию и сельскохозяйственному использованию
совокупность признаков почв, по которым они могут быть отнесены к классификационному подразделению
Ответ: совокупность признаков почв, по которым они могут быть отнесены к классификационному подразделению
Задание №14
Разновидности почв определяются по ...
строению почвенного профиля
содержанию гумуса в верхнем горизонте
соотношению кремнезема к полуторным окислам
гранулометрическому составу
Ответ: гранулометрическому составу
Задание №15
Роды почв выделяются под влиянием ...
состава и свойств почв
элементарных процессов почвообразования
мощности почвенного профиля
комплекса местных условий
Ответ: комплекса местных условий
Задание №16
Почвенный тип определяет однотипность ...
состава и свойств почвы
процессов выветривания и образования почвообразующих пород
кор выветривания
генезиса, состава и свойств, и мероприятий по повышению плодородия
Ответ: генезиса, состава и свойств, и мероприятий по повышению плодородия
Задание №17
Подтипы — это группы почв качественно отличающиеся ...
по водно-физическим и химическим свойствам
по валовому составу
по сельскохозяйственному использованию почв
по проявлению основного и налагающегося процессов почвообразования
Ответ: по проявлению основного и налагающегося процессов почвообразования
Задание №18
Виды почв выделяются по ...
содержанию гумуса
мощности гумусового слоя
по глубине залегания солей
по степени развития почвообразовательных процессов и их взаимной сопряженности
Ответ: по степени развития почвообразовательных процессов и их взаимной сопряженности
Задание №19
Почвообразовательный процесс - это совокупность превращения и передвижения ... в почвенной толще
веществ и энергии
органического вещества
минеральных соединений
подвижных элементов
Ответ: веществ и энергии
Задание №20
Индексом А обозначается ... горизонт
гумусово-аккумулятивный
лесная подстилка
элювиальный
Ответ: гумусово-аккумулятивный
Задание №21
Индексом В обозначается ... горизонт
гумусово-аккумулятивный
гумусово-элювиальный
лесная подстилка
элювиальный
иллювиальный
Ответ: иллювиальный
Задание №22
Индексом С обозначается ... горизонт
гумусово-аккумулятивный
материнская порода
лесная подстилка
элювиальный
иллювиальный
Ответ: материнская порода
Задание №23
Используя знания дайте правильное определение:
Ухудшение свойств и снижение продуктивного потенциала почв в результате воздействия природных или антропогенных факторов –
Аккумуляция
Деградация
выветривание
Ответ: деградация
Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить лабораторные задания, самостоятельно подготовить реферат и доклад.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.