2024-2025_05_03_06-набор_2023-Экология и ПРП_ООСиЭБ_plx_Экология почв_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.40 Экология почв
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2023
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
1. решение проблем сохранения почвы в условиях ее интенсивного сельскохозяйственного использования; формирование у студентов системы знаний о возникновении и причинах деградации почв, методах борьбы с ними;

2. определение степени пригодности почв для возделывания сельскохозяйственных культур и методах повышения производительности почв конкретного типа, подтипа, вида и разновидности.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-3 Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Использует основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
знает

Знания: знать основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и

загрязняющих веществ (ОПК – 3.1)

умеет

уметь использовать основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ

владеет навыками

Навыки и/или трудовые действия: способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности (ОПК – 3.1)

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен принимать участие в экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
ПК-2.2 Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
знает

знать фундаментальные разделы наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования

умеет

уметь использовать фундаментальные разделы наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования

владеет навыками

применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле,

 
естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования 
 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экология почв» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экология почв» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
Экологическая агрохимия
 
Картографирование в природопользовании
 
НИР в области охраны окружающей среды
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
 
Комплексная экологическая оценка территории
 
Комплексная экологическая оценка предприятия
 
Ознакомительная практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Биологическая защита экосистем
 
Освоение дисциплины «Экология почв» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
 
Экологическая экспертиза
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Преддипломная  практика
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экология почв» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
108/3
20
34
54
ЗаО
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
10
16
28
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Экология почв
1.
 
Лекции
7
20
КТ 1
1.1.
20
Устный опрос
ОПК-3.1, ПК-2.2
 
практика
7
34
1.2.
34
ОПК-3.1, ПК-2.2
 
СР
7
54
КТ 1, КТ 2, КТ 3
1.3.
Тест
ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Промежуточная аттестация
ЗаО
Итого
54
108
20
34
 
Итого
54
108
20
34
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Лекции

Факторы почвообразования.

2/2
 
Лекции
Общие экологические проблемы почв
2/-
 
Лекции
Эволюция почв
2/2
 
Лекции
Проблемы подтопления почв Северо-Кавказского региона
2/-
 
Лекции
Засоление и осолонцевание почв
2/-
 
Лекции
Оглеение почв и развитие в почве анаэробных микроорганизмов
4/-
 
Лекции
Последствия развития в почве анаэробных микроорганизмов
4/-
 
Лекции
Снижение плодородия почв в агроценозах
2/2
 
Итого
20
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Изучение учебной литературы, ответы на вопросы и тестовые задания

самоконтроля

54
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология почв» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экология почв».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Экология почв».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология почв».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
СР
Л1.1
Л2.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экология почв»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-3.1:Использует основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
Методы экологических исследований
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
ПК-2.2:Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Биологическая защита экосистем
x
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Комплексная экологическая оценка территории
x
x
Методы экологических исследований
x
Ознакомительная практика
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая агрохимия
x
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экология почв» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология почв» проводится в виде Зачет с оценкой.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Тест
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
Критерии и шкалы оценивания ответа на дифференцированном зачете
Сдача дифференцированном зачете может добавить к балльно-рейтинговой оценке студентов не более 20 баллов. Итоговая успеваемость на дифференцированном зачете не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
Теоретический вопрос

6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Оценивание задачи

7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.

3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 6
Задания на проверку умений
до 7
Задания на проверку навыков
до 7
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экология почв»
Задание № 1

 

Основы учения о растительных формациях были разработаны ...

-:  В.Р. Вильямсом

-:  В.В. Докучаевым

-:  К.К. Гидройцем

Правильный ответ: В.Р. Вильямсом

Задание № 2

2. Основными первичными продуктами в наземных биогеоценозах являются ...

-:  высшие растения

-:  бактерии

-:  лишайники

-:  грибы

Правильный ответ: высшие растения

Задание № 3

3. Продуктивная влага - это влага, превышающая ...

-:  наименьшую влагоемкость

-:  влажность разрыва капилляров

-:  максимальную гигроскопичность

-:  влажность завядания

Правильный ответ: влажность завядания

Задание № 4

4. Более высокий запас влаги в почве соответствует категории почвенной влаги ...

-:  влажность завядания

-:  полная влагоемкость

-:  наименьшая влагоемкость

-:  влажность разрыва капилляров

Правильный ответ: полная влагоемкость

Задание № 5

5. Органо-минеральными коллоидами являются ...

-: соединения гумусовых веществ с глинистыми минералами

-:  коллоидные формы кремнезема

-:  фульвокислоты

-:  гуминовые кислоты

Правильный ответ: соединения гумусовых веществ с глинистыми минералами

Задание №6

Максимальное количество в почвенном воздухе составляет ...

-:  кислород

-:  азот

-:  углекислый газ

-:  аммиак

Правильный ответ: азот

Задание №7

2. Наибольшей воздухопроницаемостью обладают почвы ...

-:  глинистые

-:  пылеватые

-:  иловатые

-:  песчаные

Правильный ответ: песчаные

Задание №8

3.Основным источником тепловой энергии для почвы является ...

-:  солнечная энергия

-:  теплота земного шара

 
-:  энергия экзотермических реакций

-:  энергия радиоактивного распада элементов

Правильный ответ: солнечная энергия

Задание №9

4. Теплоемкость почвы с увеличением ее влажности ...

-:  уменьшается

-:  увеличивается

-:  стабильна

Правильный ответ: увеличивается

Задание №10

5. Теплопроводность почвы возрастает при увеличении в ней ...

-:  глины

-:  ила

-:  органической части

-:  воды

-:  порозности

Правильный ответ: воды

Задание №11

7.Генезис это ...

-:  происхождение и развитие почв

-:  образование кор выветривания

-:  образование почвообразующих пород

-:  выветривание горных пород

Правильный ответ: происхождение и развитие почв

Задание №12

8. Основной таксономической единицей классификации почв является генетический ...

-:  род

-:  вид

-:  разряд

-:  разновидность

-:  подтип

-:  тип

Правильный ответ: тип

Тема: Соответствие (Умения)

Задание № 1

Цвет элювиального горизонта подзолистых почв

-:  темно-серый

-:  бурый

-:  охристо-бурый

-:  белесый

Правильный ответ: белесый

Задание № 2

2. Подзолистые почвы формируются под воздействием растительности

-:  древесной хвойных лесов с моховым или лишайниковым наземным покровом

-:  древесной светлохвойных (лиственничных) лесов с мохово-травянистым наземным покровом

-:  древесной смешанных лесов с травянистым наземным покровом

-:  древесной широколиственных лесов с развитым травянистым наземным покровом

Правильный ответ: древесной хвойных лесов с моховым или лишайниковым наземным покровом

Задание №3

3. Тип водного режима дерново-подзолистых почв

-:  промывной

-:  периодически промывной

 
-:  непромывной

-:  выпотной

Правильный ответ: промывной

Задание №4

4. Серые лесные почвы формируются под воздействием растительности

-:  светлохвойные (лиственничные) леса с мохово-травянистым покровом

-:  смешанные хвойно-мелколиственные леса с травянистым покровом

-:  широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом

-:  злаково-разнотравная лугово-степная или степная

Правильный ответ: широколиственные (или мелколиственные) леса с развитым травянистым покровом.

Задание №5

5. Характер материнских пород черноземов

-:  бескарбонатные (покровные и делювиальные суглинки и глины)

-:  элювий и делювий известковых пород

-:  карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения)

-:  карбонатные, содержат гипс и легкорастворимые соли

Правильный ответ: карбонатные (лессы, лессовидные и элювиально-делювиальные отложения)

Задание №6

6. Черноземы формируются под воздействием растительности

-:  древесная широколиственных лесов с развитым травянистым покровом

-:  травянистая злаково-разнотравная лугово-степная или степная

-:  травянистая эфемерово-разнотравная или эфемеровая

-:  травянистая полынно-типчаково-ковыльня или типчаково-ковыльная

Правильный ответ: травянистая злаково-разнотравная лугово-степная или степная

Задание №7

7. Структура гумусового горизонта черноземов

-:  комковато-пылеватая

-:  мелкокомковатая

-:  комковато-зернистая или зернистая

-:  комковато-ореховатая или ореховатая

Правильный ответ: комковато-зернистая или зернистая

Тема: Соответствие (Умения)

Задание № 1

Дистракторы:

Применяя полученные знания определите, какая наука изучает состав, строение, свойства почв и географическое распространение, закономерностях ее происхождения, развития, функционирования и роли в природе, путях и методах ее мелиорации, охраны и рационального использования в хозяйственной деятельности человека

Дистракторы соответствия:

География

Геология

Почвенная микробиология

Почвоведение

Экология почв

Соответствие: Почвоведение

Задание № 2

Дистракторы:

Применяя полученные знания определите, что изучает педосфера?

Дистракторы соответствия:

почвенный покров Земли

микробиологическую активность почвы

 
гранулометрический состав почвы

Соответствие: почвенный покров Земли

Задание № 3

Дистракторы:

Применяя полученные знания определите, что входит в фазовый состав почв?

Дистракторы соответствия:

твердая фаза

жидкая фаза

живая фаза

газовая фаза

все перечисленные

Соответствие: все перечисленные

Задание № 4

Дистракторы:

Продуктивная влага - это влага, превышающая ...

Дистракторы соответствия:

наименьшую влагоемкость

влажность разрыва капилляров

максимальную гигроскопичность

влажность завядания

Соответствие: влажность завядания

Задание №5

Дистракторы:

Более высокий запас влаги в почве соответствует категории почвенной влаги ...

Дистракторы соответствия:

влажность завядания

полная влагоемкость

наименьшая влагоемкость

влажность разрыва капилляров

Соответствие: полная влагоемкость

Задание №6

Дистракторы:

Тип водного режима дерново-подзолистых почв

Дистракторы соответствия:

Промывной

периодически промывной

непромывной

выпотной

Соответствие: промывной

Задание № 7

Дистракторы:

Структура гумусового горизонта черноземов

Дистракторы соответствия:

комковато-пылеватая

мелкокомковатая

комковато-зернистая или зернистая

комковато-ореховатая или ореховатая

Соответствие: комковато-зернистая или зернистая

Задание №8

Дистракторы:

Водный режим каштановых по

Дистракторы соответствия:

промывной

периодически промывной

непромывной

выпотной

 
Соответствие: непромывной

Задание № 9

Дистракторы:

Почвы сухих степей с наиболее высоким залеганием гипса и легкорастворимых солей

Дистракторы соответствия:

светло-каштановые

каштановые

темно-каштановые

лугово-каштановые

Соответствие: светло-каштановые

Задание № 10

Дистракторы:

Зона наибольшего распространения солонцов

Дистракторы соответствия:

лесостепная

степная

сухостепная

пустынная

Соответствие: сухостепная

Тема: Ввод слова или числа (Навыки/ТД)

Задание № 1

Агропроизводственная группировка - это ...

объединение почв в более крупные агропроизводственные группы по их свойствам и сельскохозяйственному использованию

объединение почв по видам сельскохозяйственных угодий

объединение почв по водно-физическим свойствам

объединение почв по физико-химическим свойствам

Ответ: объединение почв в более крупные агропроизводственные группы по их свойствам и сельскохозяйственному использованию

Задание № 2

Геоморфология -  это наука, изучающая _________________________________

животных

ледники

растения

рельеф

Ответ: рельеф

Задание № 4

Почвообразовательный процесс - это совокупность превращения и передвижения

в почвенной толще

веществ и энергии

органического вещества

минеральных соединений

подвижных элементов

Ответ: веществ и энергии

Задание №5

Из предложенных вариантов определите

Способность почвы противостоять изменению концентрации и реакции почвенного раствора называется ... способностью почвы

буферной

поглотительной

фильтрационной

 
Ответ: буферной

Задание №6

Используйте базовые знания и определите

Основным окислителем в почве выступает ...

молекулярный кислород

углекислый газ

водород

Ответ: молекулярный кислород

Задание №7

Используйте базовые знания и определите

По данным прихода и расхода органического вещества и коэффициентам гумификации рассчитывают ...

баланс элементов питания

баланс гумуса

дозы минеральных удобрений

программируемый урожай

Ответ: баланс гумуса

Задание №8

Владея базовыми знаниями определите

Нарушение биоэнергитического режима почвы вызывает процесс ...

эрозии почв

дефляции почв

засоление почв

почвоутомление,

загрязнение почвы

Ответ: почвоутомление

Задание №9

Что представляет собой   процесс генезиса?

происхождение и развитие почв

образование кор выветривания

образование почвообразующих пород

выветривание горных пород

Ответ: происхождение и развитие почв

Задание №10

Рекультивация деградированных земель - это ...

выравнивание и заравнивание промоин, оврагов

внесение минеральных и органических удобрений

внесение структурообразователей

комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны и восстановление хозяйственной продуктивности земель

Ответ: комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на возобновление флоры и фауны и восстановление хозяйственной продуктивности земель

Задание №11

Номенклатура почв - это ...

наименование почв в зависимости от окраски

список всех почв хозяйства выделенных при обследовании

список всех почв района и области

наименование почв в соответствии с их свойствами и классификационным положением

Ответ: наименование почв в соответствии с их свойствами и классификационным положением

Задание №12

Объединение почв в группы по их ... …………называется классификацией почв

водно-физическим и химическим свойствам

мероприятиям их рационального использования

морфологическим свойствам

 
происхождению, свойствам и особенностям плодородия

Ответ: происхождению, свойствам и особенностям плодородия

Задание №13

Диагностика почв это ...

объединение почв по их химическому составу

объединение почв по плодородию и сельскохозяйственному использованию

совокупность признаков почв, по которым они могут быть отнесены к классификационному подразделению

Ответ: совокупность признаков почв, по которым они могут быть отнесены к классификационному подразделению

Задание №14

Разновидности почв определяются по ...

строению почвенного профиля

содержанию гумуса в верхнем горизонте

соотношению кремнезема к полуторным окислам

гранулометрическому составу

Ответ: гранулометрическому составу

Задание №15

Роды почв выделяются под влиянием ...

состава и свойств почв

элементарных процессов почвообразования

мощности почвенного профиля

комплекса местных условий

Ответ: комплекса местных условий

Задание №16

Почвенный тип определяет однотипность ...

состава и свойств почвы

процессов выветривания и образования почвообразующих пород

кор выветривания

генезиса, состава и свойств, и мероприятий по повышению плодородия

Ответ: генезиса, состава и свойств, и мероприятий по повышению плодородия

Задание №17

Подтипы — это группы почв качественно отличающиеся ...

по водно-физическим и химическим свойствам

по валовому составу

по сельскохозяйственному использованию почв

по проявлению основного и налагающегося процессов почвообразования

Ответ: по проявлению основного и налагающегося процессов почвообразования

Задание №18

Виды почв выделяются по ...

содержанию гумуса

мощности гумусового слоя

по глубине залегания солей

по степени развития почвообразовательных процессов и их взаимной сопряженности

Ответ: по степени развития почвообразовательных процессов и их взаимной сопряженности

Задание №19

Почвообразовательный процесс - это совокупность превращения и передвижения ... в почвенной толще

веществ и энергии

органического вещества

минеральных соединений

подвижных элементов

Ответ: веществ и энергии

Задание №20

Индексом А обозначается ... горизонт

гумусово-аккумулятивный

 
гумусово-элювиальный

лесная подстилка

элювиальный

Ответ: гумусово-аккумулятивный

Задание №21

Индексом В обозначается ... горизонт

гумусово-аккумулятивный

гумусово-элювиальный

лесная подстилка

элювиальный

иллювиальный

Ответ: иллювиальный

Задание №22

Индексом С обозначается ... горизонт

гумусово-аккумулятивный

материнская порода

лесная подстилка

элювиальный

иллювиальный

Ответ: материнская порода

Задание №23

Используя знания дайте правильное определение:

Ухудшение свойств и снижение продуктивного потенциала почв в результате воздействия природных или антропогенных факторов –

Аккумуляция

Деградация

выветривание

Ответ: деградация

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Уваров Г. И. Экологические функции почв [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 296 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212765 
 
дополнительная
 
Л2.1 сост.: В. С. Цховребов, В. И. Фаизова, В. Я. Лысенко, А. Н. Марьин, А. А. Новиков, Д. В. Калугин, А. М. Никифорова ; СтГАУ Учебно-методические указания к выполнению реферата по экологии почв:. - Ставрополь: АГРУС, 2016. - 2,23 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
- Mapinfo, Serfer, SASPlanet
http://soilsib.nsc.ru
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
При изучении дисциплины «Экология почв» необходимо обратить внимание на последовательность изучения тем. Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности. Это подтверждает учебный план, согласно которому при изучении дисциплины 36 часа предусмотрено на самостоятельную работу, и 36 часа – на аудиторные занятия.

Лекции, практические занятия и промежуточная аттестация являются важными этапами подготовки к зачету, поскольку позволяют студенту оценить уровень собственных знаний и своевременно восполнить имеющиеся пробелы. В этой связи необходимо для подготовки к зачету первоначально прочитать лекционный материал, выполнить лабораторные задания, самостоятельно подготовить реферат и доклад.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
2. Учебная аудитория № 257/ФАЗР
257/ФАЗР
Специализированная мебель на 28 посадочных мест, ноутбук Aser – 1 шт.,  телевизор – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты. 
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экология почв»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ профессор  , д. с.-х. н.  В.С. Цховребов
 
Рецензенты
 
_______________________  доцент  , к. с.-х. н.  Е.Б. Дрепа
 
_______________________                                                              доцент  ,                                                                     с.-х. н  Л.В. Трубачёва
 
Рабочая программа дисциплины «Экология почв» рассмотрена на заседании Кафедра почвоведения протокол № 9 от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Цховребов Валерий Сергеевич
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экология почв» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование