УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
принципов и особенностей теории и методологии экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы, устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности.
умеет
понимать теорию и методологию экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
владеет навыками
понимать теорию и методологию экологии, геоэкологии,
природопользования, охраны природы устойчивого развития и наук об окружающей среде в научно-исследовательской и практической деятельности
особенностей наук в области экологии и
природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
умеет
понимать особенность науки в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду
понимать особенность науки в области экологии и природопользования для планирования и реализации деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду
представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
умеет
представление о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
владеет навыками
обеспечит использование знаний о системе государственного управления сферой природопользования, методах и формах правового регулирования охраны окружающей среды, с учетом норм профессиональной этики
С/02.6 Зн.7 Основные источники опасностей для потребителей при использовании (эксплуатации) продукции
умеет
выявлять источники опасностей для потребителей при использовании (эксплуатации) продукции
владеет навыками
С/02.6 ТД.3 Выявление основных источников опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
научного знания о ресурсах и
как учебная дисциплина.
сурсов. Природные (минераль-
ные, водные, земельные и пр.),
трудовые и материально-
технические ресурсы как база
развития регионов
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Классификация ресурсов
Ресурсы гидросферы
Ресурсы конечного потребления
контролю
научного знания о ресурсах и
как учебная дисциплина.
сурсов. Природные (минераль-
ные, водные, земельные и пр.),
трудовые и материально-
технические ресурсы как база
развития регионов
1. Рабочую программу дисциплины «Ресурсоведение».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Ресурсоведение».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Ресурсоведение».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения
Промежуточная аттестация по дисциплине «Ресурсоведение» проводится в виде Зачет с оценкой.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
6 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
5 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
4 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
3 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
2 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Оценивание задачи
7 баллов Задачи решены в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
5 балла Задачи решены с небольшими недочетами.
3 балла Задачи решены не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
2 балл Задачи решены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выпол-ненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задачи не решены или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
1. Что такое ресурсоведение?
2) межотраслевая дисциплина, изучающая закономерности формирования и пространственное размещение различных типов ресурсов.
3) раздел географии, занимающийся ведением наблюдений за ресурсным потенциалом регионов
2. Под словом «ресурсы» понимают:
1) количество полезных материалов залегающих в конкретной единичной площади
2) блага природы направленные на поддержание жизнедеятельности человека
3) любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ
3. Энергетические ресурсы это:
1) все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии: механической, тепловой, химической, электрической, ядерной.
2) особый вид полезных ископаемых, способных воспроизводить энергетический заряд за счёт своей переработки
3) энергоресурс, который осуществляет выработку электрической энергии
4. Что относится к депонированным энергетическим ресурсам:
1) природный газ, уголь, нефть
2) горючие сланцы, торф, залежи фосфоритов
3) солнечная и космическая энергия
5. В перечень атмосферных газовых ресурсов входят:
1) геотермальная, гравитационная и энергия давления, атмосферное газовое электричество, Земной магнетизм, биоэнергия
2) атомная и термоядерная энергии
3) ресурсы отдельных газов атмосферы, газовые составляющие гидросферы, газовые составляющие почвы
Теоретические вопросы
1. Какие ресурсы леса относят к недревесной продукции?
2. Классификация ресурсов леса.
3. Совокупность экологических и социальных функций леса.
4. От каких показателей леса зависит набор его растительных ресурсов?
5. Объекты учета в лесном растительном ресурсоведение.
6. Что такое запас фитомассы? Виды запаса.
7. Для каких органов и частей растений применим термин «урожай»?
8. Способы и принципы учета лесных растительных ресурсов, единицы учета.
Практические задачи
Задание 1. Выберите растительные объекты для ресурсного обследования лесных лекарственных растений России, дайте им геоботаническую характеристику.
Задание 2. Выберите растительные объекты для ресурсного обследования степных и луговых лекарственных растений России, дайте им геоботаническую характеристику.
Задание 3. Выберите растительные объекты для ресурсного обследования болотных лекарственных растений России, дайте им геоботаническую характеристику.
1. Понятие и задачи ресурсоведения. Отличия общества охотников и собирателей от общества земледельцев в использовании природных ресурсов.
2. Анализ изменения ресурсопользования с развитием человеческого общества от первобытного к индустриальному.
3. Понятия материи и вещества, качество и превращение вещества.
4. Понятие энергии, ее виды и качества. Анализ первого и второго законов термодинамики в приложении к использованию природных ресурсов.
5. Природные ресурсы и природные условия: сходство и различие понятий. Виды научной классификации природных ресурсов.
6. Понятие «природные ресурсы» и их экологическая классификация, классификация по доступности и изученности.
7. Понятие «природные ресурсы». Хозяйственная(экономическая) классификация. Рыночная классификация.
8. Круговороты веществ в природе. Ресурсный цикл.
1.Ресурсоведение как наука. Предмет, методы, область применения.
2.Изменение отношения к ресурсам на протяжении исторического развития человечества.
3.Возобновление ресурсов и ресурсные циклы.
4.Ресурсы и подходы к их классификации.
5.Общая характеристика материальных и нематериальных ресурсов.
6.Природные ресурсы, их типы и обеспеченность ими различных стран мира.
7.Устойчивое развитие. Проблемы реализации и уровень устойчивости ресурсопотребления различных стран мира.
8.Истощенные и потенциальные ресурсы мира.
9.Содержание понятия природно-ресурсного потенциала. Сложности методов оценки.
10.Понятие о минеральных ресурсах. Классификация минерального сырья.
11.Распределение минерально-сырьевых ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьём РФ, других стран СНГ и мира.
12.Мировые энергетические ресурсы. Перспективы использования.
13.Руды черных и цветных металлов, размещение по территории Земли.
14.Химические и агрохимические ресурсы. Размещение по территории Земли.
15.Общая характеристика агроклиматических ресурсов России и мира.
16.Земельные ресурсы: структура и динамика земельных ресурсов мира и России.
17.Экологические проблемы использования земельных ресурсов. Экологизация агропромышленного комплекса.
18.Общая характеристика водных ресурсов мира и России. Проблемы и перспективы использования.
19.Характеристика лесных ресурсов мира и России. Проблемы и перспективы использования.
20.Общая характеристика биологических ресурсов мира и России. Проблемы и перспективы использования.
21.Характеристика ресурсов Мирового океана. Проблемы и перспективы использования.
22.Рекреационные ресурсы и их классификации.
23.Размещение рекреационных ресурсов по территории Земли.
24.Туристические ресурсы, их специфика и роль в экономиках стран с различным уровнем экономического развития.
25.Рекреационные ресурсы России и Камчатского края.
26.Теоретические характеристики трудовых ресурсов. Количественные и качественные показатели.
27.Половозрастная структура населения основных регионов земли. Размещение населения.
28.Миграция, ее черты, основные характеристики и география.
29.Понятие человеческого капитала, его экономическое значение.
30.Проблемы и перспективы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
31.Национальные программы рационального использования природных ресурсов.
32.Примеры международного сотрудничества в области использования природных ресурсов в России и в Камчатком крае.
Курс обучение делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия, лабораторные работы) и время, выделенное на внеаудиторное освое- ние дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным те- мам. Практические и лабораторные занятия предусмотрены для закрепления теоретических знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структур- но-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выпол- нение практических и творческих заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты обучения должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовить и защитить реферат по утвержденной преподавателем теме;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
При изучении дисциплины «Ресурсоведение» необходимо обратить внимание на последова- тельность изучения тем.
Первая тема «Ресурсоведение как область научного знания о ресурсах и как учебная дисципли- на». Цель: формирование у студентов представления о ресурсоведении как области научного знания, как новой парадигме отношения человека к окружающей его среде. Основные задачи: - изучить основные термины и понятия ресурсоведения; рассмотреть историю развития ресурсо- ведения в России. После изучения темы студент должен знать основные понятия и законы ресур- соведения; историю развития ресурсоведения. Студент должен уметь оперировать знанием ос- новных теорий, концепций и принципов ресурсоведения.
Вторая тема «Классификация природных ресурсов. Природные (минеральные, водные, земель- ные и пр.), трудовые и материально-технические ресурсы как база развития регионов». Цель: фор- мирование у обучающихся формирование у студентов комплекса научных знаний и представлений о ресурсах, как основной базе развития регионов. Основные задачи: изучить основные закономерности и этапы как базы, выделяемые в хозяйственной деятельности;
Третья тема «Системы природопользования. Концепции и анализ развития регионов на основе системного анализа ресурсного потенциала». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний на основе системного анализа ресурсного потенциала. Основные задачи: изучить основные типы природных ресурсов; познакомится с понятием природно-ресурсного потенциала. После изу- чения темы студент должен знать: концепции и анализ развития регионов на основе системного ана- лиза ресурсного потенциала. Студент должен уметь: применять знания о природопользовании в ре- шении ландшафтно-экологических задач.
Четвертая тема «Климатические ресурсы. Ресурсы гидросферы. Биоресурсы.» Цель: фор- мирование у обучающихся комплекса научных знаний и представлений о биоресурсах, климатиче- ских ресурсах и ресурсах гидросферы. Основные задачи: выявить запасы водных ресурсов и тенден- ции их изменения; а также тенденции изменения биопотенциала и биоразнообразия, экономические условия сохранения биоразнообразия. После изучения темы студент должен знать: основные тен- денции к исчерпанию ресурсов. Студент должен уметь: оперировать знанием основных теорий, кон- цепций и принципов в избранной области деятельности.
Пятая тема «Туристско-рекреационные ресурсы». Цель: формирование у студентов комплекса научных знаний и представлений структуры историко-культурного потенциала. Основные задачи: выявить основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия; рас- смотреть природный потенциал туристских ресурсов. После изучения темы студент должен знать: природные рекреационные ресурсы. Студент должен уметь: выявлять закономерности развития рек- реационных ресурсов на планете, применять полученные знания в решении экологических задач.
Шестая тема «Человеческие и трудовые ресурсы». Цель: формирование у студентов пред- ставлений о структуре человеческих ресурсов согласно международной системы трудовой класси- фикации населения: экономически активное население и экономически пассивное население. Основ- ные задачи: изучить прозрачность информационного обеспечения и достоверность информации о социально-трудовых отношениях как необходимое условие для эффективного регулирования трудо- вой сферы; рассмотреть миграцию как одну из форм мобильности и источник пополнения трудовых ресурсов. После изучения темы студент должен знать: рыночные механизмы координации в сфере труда. Студент должен уметь: применять знание основ ресурсоведения в решении профессиональ- ных задач.
Седьмая тема «Роль государства в регулировании оборота природных ресурсов. Кадастры».
Цель: научить обучающихся учету природных ресурсов на Федеральном и региональном уровнях.
Основные задачи: разработка структуры кадастров по территориальным уровням, рассмотреть фор- мирование природоориентированной государственной политики. После изучения темы студент должен знать: законодательство в области использования природных ресурсов. Студент должен уметь: оперировать основными методами и приемами ресурсоведения в решении отраслевых задач для оптимизации природопользования.
Восьмая тема «Методы оценки природно-ресурсного потенциала». Цель: научить обучающих- ся методам оценки природных ресурсов. Основные задачи: дать базовые принципы системы эконо- мических инструментов рационального использования природных ресурсов. После изучения темы студент должен знать права собственности на природные ресурсы и их разграничение. Студент дол- жен уметь: оперировать основными методами и приемами управления природопользованием в об- ласти охраны окружающей среды.
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.