2024-2025_09_03_02-набор_2024-ИСиТ_ИСиТвБ_plx_Общественный проект Обучение служением_Информационные системы и технологии в бизнесе
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Аникуев С.В.

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.13.04 Общественный проект "Обучение служением"
09.03.02 Информационные системы и технологии
Информационные системы и технологии в бизнесе
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Модуль «Обучение служением» реализуется для достижения целей развития гражданственности, ответственности, патриотизма и лидерства в единстве с

профессиональными компетенциями, путем реализации социально-ориентированных проектов повышающейся сложности с использованием профильных знаний и умений, полученных в учебном процессе. Таким образом, обучение служением как педагогическая технология интегрирует обучение и воспитание, академические знания

и практический опыт их применения ради позитивных социальных изменений.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Определяет цель проекта и формулирует совокупность задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определяет связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
знает

основные функции проектного управления для решения конкретной цели;

этапы управления проектами для установления связи между поставленными задачами с целью  получения оптимального решения;

основы планирования проектов;

умеет

осуществлять анализ ситуации в реальных социальных условиях для выявления актуальной социально-значимой задачи/проблемы, требующей решения.;

определять этапы управления проектами, его участников, источники финансирования и инвестирования для достижения  поставленных результатов;

владеет навыками

методами постановки проблемы путем фиксации ее содержания, выявления субъекта проблемы, а также всех заинтересованных сторон в данной ситуации;

методами сбора и передачи информации для эффективного решения задачи.    

 
 
 
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
знает

основные виды и элементы проектов;

основных участников проекта, осуществляющих выполнение поставленных задач;

источников получения всех видов ресурсов

 
норм, имеющихся ресурсов и ограничений
для успешной реализации проекта, соблюдая действующие правовые нормы

умеет

производить оценку эффективности проекта в рамках поставленной задачи и оперативно принимать решения в рамках существующего правового поля;

определять в рамках поставленных задач имеющиеся ресурсы и ограничения, действующие правовые нормы

владеет навыками

методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта;

инструментами выработки гипотезы решения в целях реализации проекта в условиях ресурсных, нормативных и этических ограничений, регулярного проведения рефлексивных мероприятий для развития гражданственности и профессионализма участников.

навыками увязывания работ проекта с финансами, персоналом, подрядчиками, сроками, рисками

 
 
 
 
 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.3 Оценивает решение поставленных задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
знает

основные подходы к структуризации проекта в виде взаимосвязанных процессов;

методы декомпозиции проекта на более простые, управляемые элементы в соответствии с запланированными результатами контроля;

умеет

применять методы представления и описания результатов проектной деятельности;

определять методы, критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта;

определять и оценивать последствия возможных решений задачи

владеет навыками

навыками распределения ответственности за различные элементы проекта и увязывания работ с наличными ресурсами и структурой организации. 

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Общественный проект "Обучение служением"» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Правоведение и гражданская позиция
 
Освоение дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Технологическое предпринимательство
 
Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере
 
Оценка эффективности бизнес-проектов
 
Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
3
36/1
18
18
За
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
3
36/1
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Обучение служением
1.
 
Социальный проект и особенности социально-ориентированного проектирования
3
2
2
2
1.1.
Тест
 
Анализ социальных условий и постановка проблемы
3
2
2
2
1.2.
Устный опрос
 
Развитие компетенций команды проекта
3
2
2
2
КТ 1
1.3.
Контрольная работа
 
Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка
3
2
2
2
1.4.
Тест
 
Прототипирование социального проекта
3
2
2
2
1.5.
Контекстная задача
 
Ресурсные, нормативные и этические ограничения реализации социального проекта
3
2
2
2
КТ 2
1.6.
Контрольная работа
 
Планирование социального проекта: этапы реализации и план приоритетных мероприятий, механизмы реализации проекта
3
2
2
2
1.7.
Задачи
 
Ожидаемые результаты и критерии эффективности проекта
3
2
2
2
1.8.
Реферат
 
Разработка и защита паспорта проекта. Рефлексия
3
2
2
2
КТ 3
1.9.
Контрольная работа
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
18
36
18
 
Итого
18
36
18
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Социальный проект и особенности социально-ориентированного проектирования
Социальный проект и особенности социально-ориентированного проектирования

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Анализ социальных условий и постановка проблемы
.Анализ социальных условий и

постановка проблемы

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Развитие компетенций команды проекта
Развитие компетенций команды

проекта

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка
Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Прототипирование социального проекта
Прототипирование социального

проекта

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Ресурсные, нормативные и этические ограничения реализации социального проекта
Ресурсные, нормативные и этические

ограничения реализации социального

проекта

Пр
2/-/-0/[IIf
 
 
Планирование социального проекта: этапы реализации и план приоритетных мероприятий, механизмы реализации проекта
Планирование социального проекта:

этапы реализации и план

приоритетных мероприятий,

механизмы реализации проекта

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Ожидаемые результаты и критерии эффективности проекта
Ожидаемые результаты и критерии

эффективности проекта

Пр
2/-/-0/[IIf
 
Разработка и защита паспорта проекта. Рефлексия
Разработка и защита паспорта проекта. Рефлексия

Пр
2/-/-0/[IIf
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Социальный проект и особенности социально-ориентированного проектирования
2
 
Анализ социальных условий и

постановка проблемы

2
 
Развитие компетенций команды

проекта

2
 
Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка
2
 
Прототипирование социального

проекта

2
 
Ресурсные, нормативные и этические

ограничения реализации социального

проекта

2
 
Планирование социального проекта:

этапы реализации и план

приоритетных мероприятий,

механизмы реализации проекта

2
 
Ожидаемые результаты и критерии

эффективности проекта

2
 
Разработка и защита паспорта проекта. Рефлексия

2
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Социальный проект и особенности социально-ориентированного проектирования
Л1.2
Л2.4
 
2
Анализ социальных условий и постановка проблемы
Л1.2
Л2.5
 
3
Развитие компетенций команды проекта
Л1.3
Л2.6, Л2.7
 
4
Выработка гипотезы проектного решения и ее проверка
Л1.1
Л2.3, Л2.7
 
5
Прототипирование социального проекта
Л1.2
Л2.1
 
6
Ресурсные, нормативные и этические ограничения реализации социального проекта
Л1.2
Л2.1
 
7
Планирование социального проекта: этапы реализации и план приоритетных мероприятий, механизмы реализации проекта
Л1.2
Л2.1
 
8
Ожидаемые результаты и критерии эффективности проекта
Л1.1
Л2.2, Л2.7
 
9
Разработка и защита паспорта проекта. Рефлексия
Л1.1
Л2.7, Л2.8
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-2.1:Определяет цель проекта и формулирует совокупность задач, решение которых напрямую связано с достижением цели проекта и определяет связи между поставленными задачами и ожидаемыми результатами их решения
Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
x
Дисциплины по выбору Б1.В.ДВ.02
x
Менеджмент
x
Оценка эффективности бизнес-проектов
x
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Технологическое предпринимательство
x
УК-2.2:Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
Менеджмент
x
Правоведение и гражданская позиция
x
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Технологическое предпринимательство
x
УК-2.3:Оценивает решение поставленных задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами контроля, при необходимости корректирует способы решения задач
Основы предпринимательской деятельности в IT-сфере
x
Проектная деятельность
x
Проектная работа
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества

 
теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
10
 
КТ 2
Контрольная работа
10
 
КТ 3
Контрольная работа
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
3 семестр
 
КТ 1
Контрольная работа
10
 
КТ 2
Контрольная работа
10
 
КТ 3
Контрольная работа
10
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Общественный проект "Обучение
 
служением"»
Контрольные точки

КТ 1

1. Проект. Ключевые понятия проектного управления. Аспекты проекта: сроки,

бюджет и качество результата.

2. Стандарты управления проектами и жизненный цикл проекта.

3. Типы проектов. Национальные, приоритетные и федеральные проекты в разных сферах.

4. Субъекты и процессы управления проектной деятельности.

5. Принципы организации команды: целеустремленность, сплоченность,

ответственность.

6. Специфика проектных команд. Создание команды.

КТ 2.

1. Сущность социального проектирования.

2. Принципы социального проектирования.

3. Социальный проект: понятие и типы.

4. Социально ориентированные НКО и специфика взаимодействия с ними.

5. Понятие и сущность инициации проекта.

6. Постановка проблемы проекта. PEST- SWOT-анализ.

7. Целеполагание в проектной деятельности. Дерево целей проекта.

8. Продукт социального проекта. Прототипирование.

9. Ресурсы проекта.

10. Источники и организация финансирования проектов.

КТ 3.

1. Определение плана проекта. Начало планирования: перечень действий и их

взаимосвязь.

2. Календарное планирование проектов (диаграмма Ганта).

3. Паспорт проекта.

4. Сущность и методы учета и контроля проекта.

5. Основные принципы оценки эффективности проектов.

6. Основные показатели эффективности и оценка эффективности социального

проекта.

3. Закрытие проекта и постпроектная оценка.

Темы рефератов

1. Исследование социокультурных факторов в разработке городской инфраструктуры.

2. Анализ и оптимизация социальных услуг для людей с ограниченными возможностя-ми.

3. Организация кампании по повышению осведомленности о важности экологически чистого образа жизни и устойчивого потребления.

4. Разработка социальных проектов для поддержки пожилых людей.

5. Создание площадок для культурного обмена и содействия толерантности в многона-циональных общинах.

6. Развитие программы профессиональной реабилитации для бывших заключенных с целью их успешной реинтеграции в общество.

7. Улучшение социальной адаптации людей с ограниченными возможностями через ди-зайн общественных пространств.

8. Социальные проекты по борьбе с бездомностью и обеспечению временного жилья для нуждающихся.

9. Повышение информационной грамотности и доступа к информации для молодежи

 
10. Развитие культурных мероприятий и событий в городе или регионе

11. Разработка инклюзивной среды для людей с ограниченными возможностями.

12. Создание образовательных программ для подростков среди населения с низким уров-нем грамотности.

13. Повышение осведомленности о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.

14. Улучшение условий жизни в местах массового скопления беженцев.

15. Создание условий для участия молодежи в общественной и политической жизни.

16. Развитие культурных и художественных инициатив в местных сообществах.

17. Создание программы по борьбе с домашним насилием и нарушением прав женщин.

18. Развитие культурного туризма для поддержки местной экономики.

19. Борьба с социальной изоляцией пожилых людей и создание центров активного дол-голетия.

20. Разработка программы по содействию молодежным инициативам и предпринима-тельству.

Вопросы для зачета

1. Особенности социально - ориентированного проекта.

2. Принципы социального проектирования

3. Значение социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) в реше-нии социальных проблем.

4. Учет интересов и потребностей различных стейкхолдеров и заинтересованных сто-рон.

5. Типы и виды проблем: социальные, экономические, политические, экологические и др.

6. Этапы социального проектирования

7. Методы исследования социальных проблем: опросы, интервью, наблюдения или ана-лиз статистических данных.

8. Изучение социальной ситуации: цели и задачи.

9. Постановка и формулировка проблемы: содержание и требования.

10. Гипотеза решения проблемы.

11. Прототипирование социального проекта.

12. Составление предложений по проекту и поиск деловых партнеров.

13. Виды проектной документации и их структуру, принципы формирования проектной документации.

14. Принципы и подходы к управлению проектами.

15. Проектные возможности и риски проекта

16. Разработка стратегии и плана действий

17. Ресурсное обеспечение социального проекта

18. Методы реализации: участие заинтересованных сторон, командная работа, обмен зна-ниями и опытом.

19. IT-технологии в социальном проектировании.

20. Составление плана работ и графика реализации.

21. Составление бюджета социального проекта.

22. Матрица ответственности, мониторинг и оценка при реализации социального проек-та.

23. Ожидаемые результаты: решение или улучшение конкретной социальной проблемы или потребности в сообществе.

24. Оценка достигнутых результатов и рефлексия.

25. Эффективность социального проекта.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Левушкина С. В., Свистунова И. Г. Проектная деятельность:учеб. пособие. - Ставрополь: Секвойя, 2022. - 1,25 МБ
 
Л1.2 сост. Е. Г. Сергиенко ; Ставропольский ГАУ Социальный менеджмент:учеб. пособие. - Ставрополь, 2023. - 1,47 МБ
 
Л1.3 Гатина Э. А., Астраханцева Е. А., Елесин Е. Ю. Проектная деятельность в сфере B2B B2C B2G. Сборник кейсов [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Русайнс, 2024. - 91 с. – Режим доступа: https://book.ru/book/953994 
 
дополнительная
 
Л2.1 Силин А. Н. Социальный менеджмент [Электронный ресурс]:слов.-справ. ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Университетская книга, 2020. - 176 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=367562 
 
Л2.2 Базилевич А. И., Денисенко В. И. Управление проектами [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат, Магистратура, Аспирантура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 349 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=385419 
 
Л2.3 Афонин А. М., Царегородцев Ю. Н. Управление проектами [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2022. - 184 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=399439 
 
Л2.4 сост.: И. А. Семко, Л. А. Алтухова ; Ставропольский ГАУ Социальный менеджмент:учебник. - Ставрополь, 2019. - 3,31 МБ
 
Л2.5 сост.: Т. И. Гунько, Л. А. Алтухова, И. А. Семко, Е. Г. Сергиенко, А. Ю. Гунько ; Ставропольский ГАУ Социальный менеджмент:учеб. пособие. - Ставрополь, 2019. - 849 КБ
 
Л2.6 Фомичев А. Н. Управление проектами [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: Дашков и К, 2023. - 257 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/315992 
 
Л2.7 Рыбина М. Н., Быковская Е. Н., Исаенко В. О. Проектная деятельность как необходимое условие успешного функционирования малых и средних предприятий [Электронный ресурс]:моногр. ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Русайнс, 2022. - 355 с. – Режим доступа: https://book.ru/book/944903 
 
Л2.8 Тихомирова О. Г. Управление проектами [Электронный ресурс]:практикум ; учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 273 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=414873 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Обучение служению
1. https://reg-nko.ru/article/socialnoe_proektirovanie_v_rossii
1
 
Обучение служению
2. https://asi.org.ru/wp-content/uploads/2021/03/14_soczialnoe-proektirovanie_kuzmina_ready.pdf
2
 
Обучение служению
3. https://spravochnick.ru/lektoriy/socialnoe-proektirovanie/
3
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания по освоению дисциплины

1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины

Аудиторные часы по очной форме обучения распределены следующим образом: лекции – 18 ч. и практические (семинарские) занятия – 18 ч.

Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины.

После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (10-15 минут).

 
При подготовке к лекции следующего дня повторить текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть следующая тема (10-15 минут).

Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 60 минут в неделю.

Подготовка к семинарскому занятию – 30 минут  в неделю.

Работа с литературой - 30 минут  в неделю.

Общие затраты времени на освоение курса студентами составят около 2,5 часа в неделю.

2. Рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям.

Семинарское занятие – это академическая форма активного усвоения знаний и формирования практических умений, навыков в самостоятельной подготовке и непосредственно на занятии.

Рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению семинарских занятий по дисциплине «Управление проектами».

Семинарское занятие представляет собой комбинированный тип занятия, который включает в себя следующие элементы:

1) обсуждение теоретических вопросов;

2) изложение рефератов;

3) проведение деловой игры;

4) решение прак¬тико-ориентированных задач;

5) выполнение кейс - задач.

Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами:

1. в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, изученный на лекциях или по учебнику.

2. проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения.

3. обсуждение полученных знаний делает их более прочными.

Расширение и углубление знаний происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебнике. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спецвопросам, а также подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам.

Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии должна активизироваться мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:

1. репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал

2. продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа:

1) Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: Общение и его виды, Понятие имиджа..

2) Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: Чем отличается...; Что общего между...; Какие механизмы...; Выделите достоинства и недостатки... (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).

Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта. Темы занятий планируются в

 
рабочей программе курса и могут выбираться на основе разных критериев.

1. Темы семинаров могут повторять темы лекций. В таком случае семинар направляется на закрепление, дополнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рассмотренного на лекции.

2. На семинарах могут рассматриваться вопросы, не изучавшиеся на лекциях, и обсуждаться на занятии на основе письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.

3. Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты соответствующего раздела, например «Влияние окружения проекта на его разработки и исполнения». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Главным аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двухчасовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для семинара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопросы, а также вопросы, стимулирующие сравнение (поиск сходства и различия), анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, умозаключения, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источника, где можно найти соответствующие данные.

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при подготовке к семинарам представляет собой важную учебную задачу. Они приучаются к самостоятельному поиску и отбору информации по заданным вопросам. При этом преподавателю следует учитывать следующий методический момент: чем конкретнее вопросы, тем более целенаправленным становится процесс изучения источников студентом.

Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традиционно в своей последовательности. Преподаватель отмечает присутствующих на занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Далее формулируются основные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение.

Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:

умение соблюдать временной регламент;

умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;

умение активизировать на занятии как можно большее число студентов';

умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;

умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);

умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Проведение семинара творческого типа. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника). Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию критического мышления студентов.

Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы (собеседование) со всеми

 
студентами группы или с отдельными студентами.

Для оценки промежуточного контроля знаний практические занятия могут проводиться в форме коллоквиума, контрольной работы (точки). Этот вид работы проводится по конкретным вопросам дисциплины. Во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.

В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым запланированы семинарские занятия.

Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.

3. Рекомендации по самостоятельному изучению материалов дисциплины

Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности.  

На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными положениями темы, а дальнейшее усвоение материала связано с самостоятельной работой. Развитие умений самостоятельной работыпроисходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска.

Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Содержание самостоятельной работы по темам курса, а также вопросы для самоконтроля и задания для проверки усвоения материала приведены в Методических указаниях для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление проектами».

Важной формой изучения материала курса, также контроля усвоения материала является курсовая работа  по изучаемой дисциплине, которая может быть выполнена на примере любого выбранного студентом предприятия либо посредством создания новой организации (нового продукта, работы, услуги). Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Управление проектами» [Электронный ресурс] находятся в личном кабинете преподавателя.

4. Рекомендации по выполнению реферата

Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы, является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы:

1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает

 
следующие элементы:

выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;

сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

сообщение о предварительных результатах исследования;

литературное оформление исследовательской проблемы;

обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.

3. Поиск и изучение литературы.

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4 Обработка материала. При обработке полученного материала автор должен:

систематизировать его по разделам;

выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата. При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);

соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

 
При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.

Алгоритм написания реферата включает следующие элементы:

- выбор темы реферата;

- описание и сравнение основных понятий, приводимых в реферате по сходству и контрасту с другими понятиями (синонимы и антонимы);

- перечисление методов, с помощью которых предполагается в дальнейшем провести исследование по теме реферата;

- описание примеров из жизни, литературы, телевидения и кино, которые раскрывают или подтверждают высказанные в реферате положения;

- выводы по теме исследования.

Значительно выигрывает реферат в том случае, если он завершается заключением или краткими выводами (обычно 3-4 вывода) по рассматриваемой проблеме. Здесь референт показывает свою эрудицию, умение анализировать и обобщать информацию. На последней странице реферата автор ставит свою подпись и дату завершения работы.

Реферат должен иметь следующую структуру:

титульный лист,

содержание (в нем последовательно излагаются названия пунктов, указываются номера страниц, с которых начинается каждый пункт),

введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы),

основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего),

заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации),

список литературы.

3) Объем реферата должен колебаться от 5 до 15 страниц.

4) Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающихся курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачету, экзамену. В конечном счете, самостоятельная работа должна способствовать формированию самостоятельной, творческой личности.

5. Рекомендации по работе с литературой

Работа с литературой является основным методом самостоятельного овладения знаниями. Это сложный процесс, требующий выработки определенных навыков, поэтому студенту нужно обязательно научиться работать с книгой.

Осмысление литературы требует системного подхода к освоению материала. В работе с литературой системный подход предусматривает не только тщательное (иногда многократное) чтение текста и изучение специальной литературы, но и обращение к дополнительным источникам – справочникам, энциклопедиям, словарям. Эти источники – важное подспорье в самостоятельной работе студента, поскольку глубокое изучение именно их материалов позволит студенту уверенно «распознавать», а затем самостоятельно оперировать теоретическими категориями и понятиями, следовательно – освоить новейшую научную терминологию. Такого рода работа с литературой обеспечивает решение студентом поставленной перед ним задачи (подготовка к практическому занятию, выполнение контрольной работы и т.д.).

Выбор литературы для изучения делается обычно по предварительному списку литературы, который выдал преподаватель, либо путем самостоятельного отбора материалов. После этого непосредственно начинается изучение материала, изложенного в книге.

Наиболее надежный способ собрать нужный материал – составить план или конспект.

 
Конспект, план-конспект – это последовательная фиксация отобранной и обдуманной в процессе чтения информации.

Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст. Они позволяют восстановить в памяти ранее прочитанное без дополнительного обращения к самой книге.

План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов следует делать так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Конспект (с лат. – обзор, очерк) – это краткое изложение своими словами содержания  книги. Он включает запись основных положений и выводов основных аргументов, сути полемики автора с оппонентами с сохранением последовательности изложения материала. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике литературы.

При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. Понимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мышления, приучает мыслить абстракциями, что важно при усвоении дисциплины.

Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала (учебники и учебные пособия). Необходимость изучения дополнительной литературы диктуется, прежде всего, тем, что в учебной литературе (учебниках) зачастую остаются неосвещенными современные проблемы, а также не находят отражение новые документы, события, явления, научные открытия последних лет. Поэтому дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала.

Список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке.

Официальные документы.

Научная литература.

Справочная литература.

Иностранная литература.

Библиографические указатели.

Описание электронных ресурсов.

Публикации автора.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
 
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
Э-160
Специализированная мебель на 180 посадочных мест, персональный компьютер – 1 шт., проектор Panasonic EX620 X6A – 1 шт., интерактивная доска SMART Board 690 – 1 шт., трибуна для лектора – 1 шт., микрофон – 1 шт., мониторы - 3 шт., плазменная панель - 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 
Э-179

Э-186

Оснащение: мебель на 30 посадочных мест, мелованная доска - 1 шт, учебно-наглядные пособия

Специализированная мебель на 90 посадочных мест, персональные компьютеры – 1 шт., классная доска – 1 шт., видеопроектор – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 926).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , кюн Левушкина С.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , кэн Дедюхина И.Ф.
 
_______________________ доц. , кэн Елфимова Ю.М.
 
Рабочая программа дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"» рассмотрена на заседании Кафедра менеджмента и устойчивого развития протокол № 3 от 01.04.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии
Заведующий кафедрой       _________________ Звягинцева Ольга Сергеевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Факультет цифровых технологий протокол № 8 от 29.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии