УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
профессиональными компетенциями, путем реализации социально-ориентированных проектов повышающейся сложности с использованием профильных знаний и умений, полученных в учебном процессе. Таким образом, обучение служением как педагогическая технология интегрирует обучение и воспитание, академические знания
и практический опыт их применения ради позитивных социальных изменений.
основные функции проектного управления для решения конкретной цели;
этапы управления проектами для установления связи между поставленными задачами с целью получения оптимального решения;
основы планирования проектов;
умеет
осуществлять анализ ситуации в реальных социальных условиях для выявления актуальной социально-значимой задачи/проблемы, требующей решения.;
определять этапы управления проектами, его участников, источники финансирования и инвестирования для достижения поставленных результатов;
владеет навыками
методами постановки проблемы путем фиксации ее содержания, выявления субъекта проблемы, а также всех заинтересованных сторон в данной ситуации;
методами сбора и передачи информации для эффективного решения задачи.
основные виды и элементы проектов;
основных участников проекта, осуществляющих выполнение поставленных задач;
источников получения всех видов ресурсов
умеет
производить оценку эффективности проекта в рамках поставленной задачи и оперативно принимать решения в рамках существующего правового поля;
определять в рамках поставленных задач имеющиеся ресурсы и ограничения, действующие правовые нормы
владеет навыками
методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта;
инструментами выработки гипотезы решения в целях реализации проекта в условиях ресурсных, нормативных и этических ограничений, регулярного проведения рефлексивных мероприятий для развития гражданственности и профессионализма участников.
навыками увязывания работ проекта с финансами, персоналом, подрядчиками, сроками, рисками
основные подходы к структуризации проекта в виде взаимосвязанных процессов;
методы декомпозиции проекта на более простые, управляемые элементы в соответствии с запланированными результатами контроля;
умеет
применять методы представления и описания результатов проектной деятельности;
определять методы, критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта;
определять и оценивать последствия возможных решений задачи
владеет навыками
навыками распределения ответственности за различные элементы проекта и увязывания работ с наличными ресурсами и структурой организации.
Изучение дисциплины осуществляется в 3семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
час/з.е.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
постановка проблемы
проекта
проекта
ограничения реализации социального
проекта
этапы реализации и план
приоритетных мероприятий,
механизмы реализации проекта
эффективности проекта
контролю
постановка проблемы
проекта
проекта
ограничения реализации социального
проекта
этапы реализации и план
приоритетных мероприятий,
механизмы реализации проекта
эффективности проекта
1. Рабочую программу дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Общественный проект "Обучение служением"».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ (контрольная работа).
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Общественный проект "Обучение служением"» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
КТ 1
1. Проект. Ключевые понятия проектного управления. Аспекты проекта: сроки,
бюджет и качество результата.
2. Стандарты управления проектами и жизненный цикл проекта.
3. Типы проектов. Национальные, приоритетные и федеральные проекты в разных сферах.
4. Субъекты и процессы управления проектной деятельности.
5. Принципы организации команды: целеустремленность, сплоченность,
ответственность.
6. Специфика проектных команд. Создание команды.
КТ 2.
1. Сущность социального проектирования.
2. Принципы социального проектирования.
3. Социальный проект: понятие и типы.
4. Социально ориентированные НКО и специфика взаимодействия с ними.
5. Понятие и сущность инициации проекта.
6. Постановка проблемы проекта. PEST- SWOT-анализ.
7. Целеполагание в проектной деятельности. Дерево целей проекта.
8. Продукт социального проекта. Прототипирование.
9. Ресурсы проекта.
10. Источники и организация финансирования проектов.
КТ 3.
1. Определение плана проекта. Начало планирования: перечень действий и их
взаимосвязь.
2. Календарное планирование проектов (диаграмма Ганта).
3. Паспорт проекта.
4. Сущность и методы учета и контроля проекта.
5. Основные принципы оценки эффективности проектов.
6. Основные показатели эффективности и оценка эффективности социального
проекта.
3. Закрытие проекта и постпроектная оценка.
Темы рефератов
1. Исследование социокультурных факторов в разработке городской инфраструктуры.
2. Анализ и оптимизация социальных услуг для людей с ограниченными возможностя-ми.
3. Организация кампании по повышению осведомленности о важности экологически чистого образа жизни и устойчивого потребления.
4. Разработка социальных проектов для поддержки пожилых людей.
5. Создание площадок для культурного обмена и содействия толерантности в многона-циональных общинах.
6. Развитие программы профессиональной реабилитации для бывших заключенных с целью их успешной реинтеграции в общество.
7. Улучшение социальной адаптации людей с ограниченными возможностями через ди-зайн общественных пространств.
8. Социальные проекты по борьбе с бездомностью и обеспечению временного жилья для нуждающихся.
9. Повышение информационной грамотности и доступа к информации для молодежи
11. Разработка инклюзивной среды для людей с ограниченными возможностями.
12. Создание образовательных программ для подростков среди населения с низким уров-нем грамотности.
13. Повышение осведомленности о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний.
14. Улучшение условий жизни в местах массового скопления беженцев.
15. Создание условий для участия молодежи в общественной и политической жизни.
16. Развитие культурных и художественных инициатив в местных сообществах.
17. Создание программы по борьбе с домашним насилием и нарушением прав женщин.
18. Развитие культурного туризма для поддержки местной экономики.
19. Борьба с социальной изоляцией пожилых людей и создание центров активного дол-голетия.
20. Разработка программы по содействию молодежным инициативам и предпринима-тельству.
Вопросы для зачета
1. Особенности социально - ориентированного проекта.
2. Принципы социального проектирования
3. Значение социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) в реше-нии социальных проблем.
4. Учет интересов и потребностей различных стейкхолдеров и заинтересованных сто-рон.
5. Типы и виды проблем: социальные, экономические, политические, экологические и др.
6. Этапы социального проектирования
7. Методы исследования социальных проблем: опросы, интервью, наблюдения или ана-лиз статистических данных.
8. Изучение социальной ситуации: цели и задачи.
9. Постановка и формулировка проблемы: содержание и требования.
10. Гипотеза решения проблемы.
11. Прототипирование социального проекта.
12. Составление предложений по проекту и поиск деловых партнеров.
13. Виды проектной документации и их структуру, принципы формирования проектной документации.
14. Принципы и подходы к управлению проектами.
15. Проектные возможности и риски проекта
16. Разработка стратегии и плана действий
17. Ресурсное обеспечение социального проекта
18. Методы реализации: участие заинтересованных сторон, командная работа, обмен зна-ниями и опытом.
19. IT-технологии в социальном проектировании.
20. Составление плана работ и графика реализации.
21. Составление бюджета социального проекта.
22. Матрица ответственности, мониторинг и оценка при реализации социального проек-та.
23. Ожидаемые результаты: решение или улучшение конкретной социальной проблемы или потребности в сообществе.
24. Оценка достигнутых результатов и рефлексия.
25. Эффективность социального проекта.
1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины
Аудиторные часы по очной форме обучения распределены следующим образом: лекции – 18 ч. и практические (семинарские) занятия – 18 ч.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины.
После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (10-15 минут).
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 60 минут в неделю.
Подготовка к семинарскому занятию – 30 минут в неделю.
Работа с литературой - 30 минут в неделю.
Общие затраты времени на освоение курса студентами составят около 2,5 часа в неделю.
2. Рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию
Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям.
Семинарское занятие – это академическая форма активного усвоения знаний и формирования практических умений, навыков в самостоятельной подготовке и непосредственно на занятии.
Рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению семинарских занятий по дисциплине «Управление проектами».
Семинарское занятие представляет собой комбинированный тип занятия, который включает в себя следующие элементы:
1) обсуждение теоретических вопросов;
2) изложение рефератов;
3) проведение деловой игры;
4) решение прак¬тико-ориентированных задач;
5) выполнение кейс - задач.
Закрепление полученных знаний осуществляется разными способами:
1. в процессе самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, изученный на лекциях или по учебнику.
2. проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения.
3. обсуждение полученных знаний делает их более прочными.
Расширение и углубление знаний происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебнике. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спецвопросам, а также подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам.
Стимулирование интеллектуальной деятельности. На семинарском занятии должна активизироваться мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопросов на семинарах. Они могут стимулировать:
1. репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизвести определенный материал
2. продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.
В зависимости от степени активизации мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа:
1) Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, активизацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: Общение и его виды, Понятие имиджа..
2) Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа: Чем отличается...; Что общего между...; Какие механизмы...; Выделите достоинства и недостатки... (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).
Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании конспекта. Темы занятий планируются в
1. Темы семинаров могут повторять темы лекций. В таком случае семинар направляется на закрепление, дополнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рассмотренного на лекции.
2. На семинарах могут рассматриваться вопросы, не изучавшиеся на лекциях, и обсуждаться на занятии на основе письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.
3. Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты соответствующего раздела, например «Влияние окружения проекта на его разработки и исполнения». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.
Главным аспектом подготовки преподавателя к семинару является продумывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа вопросов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двухчасовом занятии обсудить невозможно. Такой подход вполне оправдан для семинара репродуктивного типа. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопросы, а также вопросы, стимулирующие сравнение (поиск сходства и различия), анализ, синтез, обобщение, конкретизацию, умозаключения, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.
Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источника, где можно найти соответствующие данные.
Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при подготовке к семинарам представляет собой важную учебную задачу. Они приучаются к самостоятельному поиску и отбору информации по заданным вопросам. При этом преподавателю следует учитывать следующий методический момент: чем конкретнее вопросы, тем более целенаправленным становится процесс изучения источников студентом.
Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традиционно в своей последовательности. Преподаватель отмечает присутствующих на занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Далее формулируются основные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение.
Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:
умение соблюдать временной регламент;
умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;
умение активизировать на занятии как можно большее число студентов';
умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затруднения студентов в ответе на вопрос;
умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);
умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.
Проведение семинара творческого типа. На творческих занятиях возможны разные формы организации учебных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студентов. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лекции, учебного пособия, первоисточника). Студентам ставятся вопросы, активизирующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию критического мышления студентов.
Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы (собеседование) со всеми
Для оценки промежуточного контроля знаний практические занятия могут проводиться в форме коллоквиума, контрольной работы (точки). Этот вид работы проводится по конкретным вопросам дисциплины. Во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач. Как правило, коллоквиумы проводятся по темам, по которым запланированы семинарские занятия.
Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
3. Рекомендации по самостоятельному изучению материалов дисциплины
Самостоятельная работа является важнейшим элементом учебного процесса, так как это один из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной деятельности.
На лекциях преподаватель знакомит студентов с основными положениями темы, а дальнейшее усвоение материала связано с самостоятельной работой. Развитие умений самостоятельной работыпроисходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подготовки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкретных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможности самостоятельного поиска.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Содержание самостоятельной работы по темам курса, а также вопросы для самоконтроля и задания для проверки усвоения материала приведены в Методических указаниях для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Управление проектами».
Важной формой изучения материала курса, также контроля усвоения материала является курсовая работа по изучаемой дисциплине, которая может быть выполнена на примере любого выбранного студентом предприятия либо посредством создания новой организации (нового продукта, работы, услуги). Методические рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Управление проектами» [Электронный ресурс] находятся в личном кабинете преподавателя.
4. Рекомендации по выполнению реферата
Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы, является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы:
1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается студентом по коду зачетной книжки и (или) на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает
выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;
сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
сообщение о предварительных результатах исследования;
литературное оформление исследовательской проблемы;
обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
3. Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:
знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4 Обработка материала. При обработке полученного материала автор должен:
систематизировать его по разделам;
выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата. При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.
Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5.
Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.
Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.
Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:
текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;
каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;
научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.
Алгоритм написания реферата включает следующие элементы:
- выбор темы реферата;
- описание и сравнение основных понятий, приводимых в реферате по сходству и контрасту с другими понятиями (синонимы и антонимы);
- перечисление методов, с помощью которых предполагается в дальнейшем провести исследование по теме реферата;
- описание примеров из жизни, литературы, телевидения и кино, которые раскрывают или подтверждают высказанные в реферате положения;
- выводы по теме исследования.
Значительно выигрывает реферат в том случае, если он завершается заключением или краткими выводами (обычно 3-4 вывода) по рассматриваемой проблеме. Здесь референт показывает свою эрудицию, умение анализировать и обобщать информацию. На последней странице реферата автор ставит свою подпись и дату завершения работы.
Реферат должен иметь следующую структуру:
титульный лист,
содержание (в нем последовательно излагаются названия пунктов, указываются номера страниц, с которых начинается каждый пункт),
введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы),
основная часть (каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего),
заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации),
список литературы.
3) Объем реферата должен колебаться от 5 до 15 страниц.
4) Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающихся курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачету, экзамену. В конечном счете, самостоятельная работа должна способствовать формированию самостоятельной, творческой личности.
5. Рекомендации по работе с литературой
Работа с литературой является основным методом самостоятельного овладения знаниями. Это сложный процесс, требующий выработки определенных навыков, поэтому студенту нужно обязательно научиться работать с книгой.
Осмысление литературы требует системного подхода к освоению материала. В работе с литературой системный подход предусматривает не только тщательное (иногда многократное) чтение текста и изучение специальной литературы, но и обращение к дополнительным источникам – справочникам, энциклопедиям, словарям. Эти источники – важное подспорье в самостоятельной работе студента, поскольку глубокое изучение именно их материалов позволит студенту уверенно «распознавать», а затем самостоятельно оперировать теоретическими категориями и понятиями, следовательно – освоить новейшую научную терминологию. Такого рода работа с литературой обеспечивает решение студентом поставленной перед ним задачи (подготовка к практическому занятию, выполнение контрольной работы и т.д.).
Выбор литературы для изучения делается обычно по предварительному списку литературы, который выдал преподаватель, либо путем самостоятельного отбора материалов. После этого непосредственно начинается изучение материала, изложенного в книге.
Наиболее надежный способ собрать нужный материал – составить план или конспект.
Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст. Они позволяют восстановить в памяти ранее прочитанное без дополнительного обращения к самой книге.
План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов следует делать так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Конспект (с лат. – обзор, очерк) – это краткое изложение своими словами содержания книги. Он включает запись основных положений и выводов основных аргументов, сути полемики автора с оппонентами с сохранением последовательности изложения материала. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике литературы.
При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. Понимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мышления, приучает мыслить абстракциями, что важно при усвоении дисциплины.
Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала (учебники и учебные пособия). Необходимость изучения дополнительной литературы диктуется, прежде всего, тем, что в учебной литературе (учебниках) зачастую остаются неосвещенными современные проблемы, а также не находят отражение новые документы, события, явления, научные открытия последних лет. Поэтому дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала.
Список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке.
Официальные документы.
Научная литература.
Справочная литература.
Иностранная литература.
Библиографические указатели.
Описание электронных ресурсов.
Публикации автора.
Э-186
Специализированная мебель на 90 посадочных мест, персональные компьютеры – 1 шт., классная доска – 1 шт., видеопроектор – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде тематических презентаций, информационные плакаты, подключение к сети «Интернет», доступ в электронную информационно-образовательную среду университета, выход в корпоративную сеть университета
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.