УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мастепаненко Максим Алексеевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Научно-теоретические и методические основы физической культуры и здорового образа жиз-ни; роль физической культуры в общекультур-ной и профессиональной подготовке студен-тов;
психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности; средства физической культуры в регулировании рабо-тоспособности
умеет
на творческом уровне использовать и приме-нять методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
владеет навыками
навыками по составления комплекса гимна-стических упражнений общей и профессио-нальной направленности
умеет
владеет навыками
Изучение дисциплины осуществляется в 1, 2, 3, 4семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
час/з.е.
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
контролю
1. Рабочую программу дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().
5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
2. Охарактеризуйте методику выполнения низкого старта.
3. Охарактеризуйте методику бега на 3000 метров (юноши) и 2000 метров (девушки).
4. Охарактеризуйте методику выполнения прыжка в длину с места (см.)
5. Охарактеризуйте методику выполнения норматива «Подтягивание на перекладине» (юноши).
6. Охарактеризуйте методику выполнения норматива «Поднимание и опускание туловища, из положения, лежа руки за головой»
7. Охарактеризуйте методику выполнения норматива «Сгибание и разгибание рук в упоре» (де-вушки).
8. Охарактеризуйте методику выполнения норматива на гибкость «Наклон из положения, стоя на скамейке»
9. Охарактеризуйте субъективные и объективные показатели самоконтроля?
10. Какую информацию о состоянии организма во время занятий физическими упражнениями студент может собрать при помощи самоконтроля?
11. Какие существуют виды диагностики?
12. С помощью каких основных показателей можно оценить уровень функционального состоя-ния и тренированности?
13. Как оценить физическое состояние при помощи тестирования и контрольных нормативов?
14. Антропометрические признаки физического развития. Рост, вес, окружность грудной клет-ки, ручная динамометрия. Методика определения артериального давления.
15. Охарактеризуйте методику определения артериального давления.
16. Охарактеризуйте методику выполнения функциональной пробы «20 приседаниями за 30 се-кунд».
17. Охарактеризуйте методику выполнения функциональной пробы «Индекс Рюфъе».
Тема 1. Двигательная активность как важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой.
Тема 2. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья людей.
Тема 3. Физическое воспитание в ВУЗе - неотъемлемая часть обучения и воспитания в системе народного образования.
Тема 4. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки студентов в ВУЗе.
Тема 5. История международного спортивного движения. Идейно-педагогические основы спорта.
Тема 6. Врачебный контроль в процессе физического воспитания.
Тема 7. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям.
Тема 8. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и тренировочной направленности.
Тема 9. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.
Тема 10. Цель и задачи производственной физической культуры.
Тема 11. Гигиена физической культуры и спорта: закаливание, личная гигиена, рациональное питание, психогигиена, восстановительные средства.
Тема 12. Общие основы лечебной физической культуры. ЛФК при различных заболеваниях.
Реферат засчитывается, если он содержит:
1. Новизну реферированного текста:
- актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Раскрыта сущность проблемы:
- соответствие плана теме реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы
3. Обоснованность выбора источников:
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению:
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев
5. Грамотность:
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Для студентов всех учебных отделений основным критерием положительной оценки при получе-нии оценки по рейтингу должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.
Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности. Общая оценка определяется как средне-арифметическая поло-жительных оценок по показателям:
1. Методические знания;
2. Выполнение оценки функционального состояния организма (функциональной пробы)
2. Выполнение контрольных нормативов, характеризующих развитие физических качеств (быст-рота, выносливость, сила, гибкость);
3. Посещаемость практических занятий;
4. Участие в спортивно-массовых мероприятиях, участие в судействе соревнований
Методические знания оцениваются в результате собеседования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
Оценка состояния сердечнососудистой системы.
Проба с 20 приседаниями за 30 сек. После приседаний в течение 3-х минут сидя подсчиты-вается пульс 10 секундными интервалами. У тренированных людей учащение пульса может воз-растать с 8-10 уд/мин. (в покое) до 13-15 уд/мин. После работы восстановление, как правило, наступает к концу 1-ой минуты. Или в начале 2-ой. Если пульс возвращается к норме к концу 1-ой минуты это отлично, если 2-ой – хорошо, если 3-ей – удовлетворительно. Если восстановле-ние не произошло в течение 3-х минут это указывает на снижение функционального состояния сердечнососудистой системы.Если после продолжительного периода занятий физическими упражнениями (5-6 месяцев) время восстановления пульса после физических нагрузок сократит-ся, это является одним из показателей улучшения приспособляемости к ним организма.
Кроме того существует масса всевозможных проб для определения тренированности сердца. Они отличаются величиной нагрузки, ее длительностью, поэтому трудно сравнимы. В практике врачебного контроля часто используются индекс Рюффье, проба PWC по и Гарвардский степ-тест.
Индекс Рюффъе – это проба в которой мужчины выполняют 30 приседаний, а женщины 24 за 30 сек. Индекс рассчитывается по формуле (Р1+Р2+Р3-200)/10 (пульс подсчитывается за 30 се-кунд), где P1 – частота сердечных сокращений в покое; Р2 – сразу после нагрузки; Р3 – через ми-нуту после нагрузки. Оценка меньше 0 говорит об отличном функционировании аппарата кро-вообращения; от 0 до 5 – хорошем; от 6-10 – удовлетворительном; 11-15 – слабом; более 15 – не-удовлетворительном.
Оценка системы дыхания
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.
Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренирован-ных людей на 40-55 секунд, для тренированных – на 60-90 сек и более. С нарастанием трениро-ванности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.
Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем явля-ется способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и более.
Ортостатическая проба. Для выявления степени нарушения регуляции аппарата кровооб-ращения (утомление, перетренировка, перенапряжение) применяется ортостатическая проба. С этой целью утром, не вставая с постели, нужно подсчитать ЧСС за одну минуту. Затем спокойно встать, выждать минуту и опять сосчитать пульс. Учащение пульса на 6-12 ударов говорит о хо-рошей реакции сердца на нагрузку. Учащение пульса на 13-18 ударов – удовлетворительной, а свыше 20 ударов – неблагоприятной реакции.
Ортостатическую пробу рекомендуется также проводить до и после занятий физическими упражнениями. Если показатели пробы на следующий день после занятий приходят к исходным величинам, значит нагрузка была допустимой и работоспособность организма восстанавливает-ся. Если же в течение 2-3 дней пульс по сравнению с первой ортостатической пробой не прихо-дит к норме, следует обратиться к врачу.
Обязательными видами физических упражнений, осваиваемых студентами по физической культуре, являются: отдельные дисциплины
легкой атлетики (бег 100 м – мужчины, женщины; бег 2000 м – женщины; бег 3000 м – муж-чины); силовая гимнастика (подтягивание в висе на перекладине, из виса поднимание ног до ка-сания перекладины, сгибание и разгибание рук в упоре, поднимание и опускание туловища лё-жа на полу - женщины); спортивные игры, упражнения профессионально-прикладной физиче-ской подготовки (ППФП).
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКОЗАНИЯ ПО СДАЧЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ
Тест на скоростно-силовую подготовленность, бег на 100 м (с)
Бег 100 м выполняется с высокого старта. Студент располагается в 2-3-х метрах от стартовой линии. Ему подают команды, а он их выполняет. По команде «На старт!» подходит к стартовой линии, ставит около нее одну ногу и принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» - начинает бег. Техника. По команде «На старт!» у стартовой линии ставят сильней-шую ногу, другую отставляют назад на 1,5-2 ступни, обе ноги слегка сгибают. Корпус наклоня-ют вперед, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Руку, противоположную сильней-шей ноге, выносят вперед или опираются о дорожку у стартовой линии, другую руку отводят назад. По команде «Марш!» быстро начинают бег частыми и энергичными шагами, наклонив туловище вперед с тем, чтобы к концу стартового разбега принять вертикальное положение и перейти к бегу свободным маховым шагом.
Ошибки. Располагается на старте до команды «На старт!». Вперед выставлена одноименная рука и нога. Наступает на стартовую линию или касается ее рукой. Сзади стоящая нога выпрям-лена в коленном суставе. Ноги широко расставлены. Находится в движении до команды «Марш!». Сразу выпрямляется после старта.
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голо-вой (кол-во раз)
Поднимание туловища выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате или на коврике). И.п. лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической
отсчет количества выполнения. Участник поднимается до положения сидя на полу (вертикально) и возвращается в исходное положение.
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)
Подтягивание выполняется из виса хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения в ви-се на прямых руках (пауза 1-2 с) без рывков и маховых движений ногами и туловищем; подборо-док выше уровня перекладины. Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний.
Женщины выполняют подтягивание в висе лежа на низкой перекладине (кол-во раз) не отрывая ноги от пола. Подбородок выше уровня перекладины. Тело прямое.
Прыжок в длину с места (см)
Выполняется на ровной поверхности. Желательно, чтобы поверхность или обувь не допускали проскальзывания во время отталкивания. Студент встает около прыжковой линии, от которой проводится измерение. На линию наступать нельзя. Между стопами - небольшое расстояние. Пе-ред прыжком слегка сгибает ноги и отводит руки назад. Выполняя мах руками вперед, совершает прыжок вперед-вверх, отталкиваясь двумя ногами. После приземления студент должен остаться на месте или пройти вперед. Длина прыжка измеряется с точностью до 5см. Измерение проводит-ся от прыжковой линии до ближайшего следа, оставленного прыгающим. Причем, проверяющему следует внимательнее смотреть и запомнить место первого касания ступнями пола. Дело в том, что очень часто ступни смещаются вперед после касания пола. Засчитывается лучший результат из трех попыток. Если перед прыжком студент наступает на линию (делает заступ), результат не засчитывается, а попытка учитывается.
Сгибание и разгибание рук в упоре (кол-во раз)
Принять исходное положение упора. Сгибаем руки в локтевых суставах до угла 90 градусов и, разгибая руки, выпрямляемся до исходного положения. При сгибании рук плечи опускаются впе-ред – вниз, ноги отводятся назад. При выполнении упражнения ноги в коленях не сгибать.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
Выполняется из исходного положения упор лежа на полу (мужчины) и в упоре лёжа на скамейке (женщины). Ноги и туловище составляют прямую линию, взгляд направлен вперед. Расстояние между кистями чуть шире плеч. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола или скамейки, а разгибание производится до полного выпрямления рук, при этом ноги и туловище должны со-ставлять прямую линию. Темп выполнения произвольный. Упражнение не засчитывается если живот, таз или колени касаются пола. Фиксируется количество правильно выполненных отжима-ний.
Контрольный тест для определения подвижности (гибкости) позвоночного столба (см)
Испытуемый стоит на гимнастической скамейке. К скамейке прикреплена линейка, размеченная на сантиметры, причем у шкалы на уровне скамейки (на уровне подошв), деления идут вниз от уровня скамейки. Студент наклоняется вниз, стараясь коснуться пальцами как можно ниже, не сгибая колен и без рывков.
Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) до-пускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска заня-тий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных те-стов. Студенты, освобожденные на длительный срок, получают оценку методическому разделу программы.
Для студентов всех учебных отделений основным критерием положительной оценки при получении оценки по рейтингу должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.
Посещаемость занятий
Студент, пропустивший более четырех занятий без уважительной причины, отрабатывает их на дополнительных занятиях средствами физического воспитания.
Методика ликвидации задолжности пропущенных занятий
Студент ликвидирует задолжность по пропущенным занятиям согластно расписанию до-
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.