2024-2025_13_03_02-набор_2022-Электроэнергетика_plx_Элективные дисциплины по физической культуре и спорту_Системы электроснабжения городов_ промышленных предприятий_ сельского хозяйства и их объектов
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Мастепаненко Максим Алексеевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.35 Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Системы электроснабжения городов, промышленных предприятий, сельского хозяйства и их объектов
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту » являются формирование общего образования личности студента, характеризующейся опреде-ленным уровнем специальных знаний и интеллектуальных способностей, приобретенных в результате воспитания, образования и воплощенных посредством компетенций (знаний, уме-ний, навыков) в различные виды физкультурно-спортивной деятельности, культуру здорового образа жизни, физическое самосовершенствование, духовность и психофизической здоровье.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.1 Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни
знает

Научно-теоретические и методические основы физической культуры и здорового образа жиз-ни; роль физической культуры в общекультур-ной и профессиональной подготовке студен-тов;

психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности; средства физической культуры в регулировании рабо-тоспособности

умеет

на творческом уровне использовать и приме-нять  методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

владеет навыками

навыками по составления комплекса гимна-стических упражнений общей и профессио-нальной направленности

 
 
 
 
 
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
УК-7.2 Соблюдает и пропагандирует нормы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» является дисциплиной элективным дисциплинам Блока 1 «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Изучение дисциплины осуществляется в 1, 2, 3, 4семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
1
108/
54
54
За
2
110/
54
56
За
3
54/
26
28
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
108/
0.12
2
110/
0.12
3
54/
4
56/
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Обучение и развитие физических качеств студента в вузе (1)
1.
 
ОФП, Легкая атлетика
1
54
54
54
КТ 1
1.1.
Тест
УК-7.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
54
328
54
 
 
2 раздел. Игровые виды спорта (1)
2.
 
Баскетбол, Волейбол, Футбол
2
56
54
54
КТ 2
2.1.
Тест
УК-7.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
56
328
54
 
 
3 раздел. Теннис (1)
3.
 
Настольный теннис
3
28
26
26
КТ 3
3.1.
Тест
УК-7.1
 
Промежуточная аттестация
Итого
28
328
26
 
 
4 раздел. Спортивные виды гимнастики (1)
4.
 
Гимнастика, Атлетическая гимнастика
4
28
28
28
КТ 1
4.1.
УК-7.1
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
28
328
28
 
Итого
166
328
162
 
5.2. Семинарские (практические, лабораторные) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
ОФП, Легкая атлетика
Общая физическая подготовка
Пр
32/-/-
 
ОФП, Легкая атлетика
Легкая атлетика
Пр
22/-/-
 
Баскетбол, Волейбол, Футбол
Баскетбол
Пр
18/-/-
 
Баскетбол, Волейбол, Футбол
Волейбол
Пр
18/-/-
 
Баскетбол, Волейбол, Футбол
Футбол
Пр
18/-/-
 
Настольный теннис
Настольный теннис
Пр
26/-/-
 
Гимнастика, Атлетическая гимнастика
Гимнастика
Пр
14/-/-
 
Гимнастика, Атлетическая гимнастика
Атлетическая гимнастика
Пр
14/-/-
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Общая физическая подготовка
32
 
Легкая атлетика
22
 
Баскетбол
20
 
Волейбол
20
 
Футбол
16
 
Настольный теннис
28
 
Гимнастика
14
 
Атлетическая гимнастика
14
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
ОФП, Легкая атлетика
Л3.1
 
2
ОФП, Легкая атлетика
Л3.1
 
3
Баскетбол, Волейбол, Футбол
Л1.2, Л1.6
Л2.1, Л2.3
Л3.2
 
4
Баскетбол, Волейбол, Футбол
Л1.3, Л1.6
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
Баскетбол, Волейбол, Футбол
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
Л3.2
 
6
Настольный теннис
Л1.1, Л1.2
Л2.1, Л2.2
 
7
Гимнастика, Атлетическая гимнастика
Л1.1, Л1.5
Л2.1, Л2.3
Л3.1
 
8
Гимнастика, Атлетическая гимнастика
Л1.1, Л1.4
Л2.1, Л2.3
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-7.1:Поддерживает должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и соблюдает нормы здорового образа жизни
Физическая культура и спорт
x
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-7.2:Соблюдает и пропагандирует нормы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности
Физическая культура и спорт
x
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
10
 
Итого
80
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
10
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
2 семестр
 
КТ 2
Тест
10
 
Итого
90
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
20
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
3 семестр
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
100
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
30
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
1 семестр
 
КТ 1
Тест
10
Бег 100 м. (сек.) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 - от 5 до 10 баллов Прыжок в длину с места (см.) 190 180 168 160 150 - от 5 до 10 баллов
 
2 семестр
 
КТ 2
Тест
10
Бег 100 м. (сек.) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 - от 5 до 10 баллов Прыжок в длину с места (см.) 190 180 168 160 150 - от 5 до 10 баллов
 
3 семестр
 
КТ 3
Тест
10
Бег 100 м. (сек.) 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 - от 5 до 10 баллов Прыжок в длину с места (см.) 190 180 168 160 150 - от 5 до 10 баллов
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-
 
точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»
1. Охарактеризуйте методику бега на 100 метров.

2. Охарактеризуйте методику выполнения низкого старта.

3. Охарактеризуйте методику бега на 3000 метров (юноши) и 2000 метров (девушки).

4. Охарактеризуйте методику выполнения прыжка в длину с места (см.)

5. Охарактеризуйте методику выполнения норматива «Подтягивание на перекладине» (юноши).

6. Охарактеризуйте методику выполнения норматива «Поднимание и опускание туловища, из положения, лежа руки за головой»

7. Охарактеризуйте методику выполнения норматива «Сгибание и разгибание рук в упоре» (де-вушки).

8. Охарактеризуйте методику выполнения норматива на гибкость «Наклон из положения, стоя на скамейке»

9. Охарактеризуйте субъективные и объективные показатели самоконтроля?

10. Какую информацию о состоянии организма во время занятий физическими упражнениями студент может собрать при помощи самоконтроля?

11. Какие существуют виды диагностики?

12. С помощью каких основных показателей можно оценить уровень функционального состоя-ния и тренированности?

13. Как оценить физическое состояние при помощи тестирования и контрольных нормативов?

14. Антропометрические признаки физического развития. Рост, вес, окружность грудной клет-ки, ручная динамометрия. Методика определения артериального давления.

15. Охарактеризуйте методику определения артериального давления.

16. Охарактеризуйте методику выполнения функциональной пробы «20 приседаниями за 30 се-кунд».

17. Охарактеризуйте методику выполнения функциональной пробы «Индекс Рюфъе».

Тема 1. Двигательная активность как важнейший фактор взаимодействия организма человека с внешней средой.

Тема 2. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья людей.

Тема 3. Физическое воспитание в ВУЗе - неотъемлемая часть обучения и воспитания в системе народного образования.

Тема 4. Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки студентов в ВУЗе.

Тема 5. История международного спортивного движения. Идейно-педагогические основы спорта.

Тема 6. Врачебный контроль в процессе физического воспитания.

Тема 7. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям.

Тема 8. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и тренировочной направленности.

Тема 9. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.

Тема 10. Цель и задачи производственной физической культуры.

Тема 11. Гигиена физической культуры и спорта: закаливание, личная гигиена, рациональное питание, психогигиена, восстановительные средства.

Тема 12. Общие основы лечебной физической культуры. ЛФК при различных заболеваниях.

Реферат засчитывается, если он содержит:

1. Новизну реферированного текста:

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Раскрыта сущность проблемы:

- соответствие плана теме реферата;

 
- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;

- обоснованность способов и методов работы с материалом;

- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

3. Обоснованность выбора источников:

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;

- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению:

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата;

- культура оформления: выделение абзацев

5. Грамотность:

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

- литературный стиль.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Казантинова Г. М., Чарова Т. А., Андрющенко Л. Б. Физическая культура студента [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2017. - 304 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100838 
 
Л1.2 Чертов Н. В. Физическая культура [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2012. - 118 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=551007 
 
Л1.3 Муллер А. Б., Дядичкина Н. С. Физическая культура студента [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=443255 
 
Л1.4 Каткова А. М., Храмцова А. И. Физическая культура и спорт [Электронный ресурс]:учеб. нагляд. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. - 64 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=1020559 
 
Л1.5 Никишкин В. А., Бумарскова Н. Н., Крамской С. И., Барков А. Ю., Колотильщикова С. В., Лазарева Е. А., Гарник В. С., Амельченко И. А., Гурулева Т. Г., Попов А. В. Физическая культура и спорт [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: МИСИ – МГСУ, 2021. - 380 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/179192 
 
Л1.6 Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие:учеб. пособие для студентов вузов по специальности 050104 (033300) - Безопасность жизнедеятельности. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
 
дополнительная
 
Л2.1 Гелецкая Л. Н., Бирдигулова И. Ю. Физическая культура студентов специального учебного отделения [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 220 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=511522 
 
Л2.2 Садовникова Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в специальной медицинской группе [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 60 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/156380 
 
Л2.3 Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта:учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 Филиппова Ю. С. Физическая культура [Электронный ресурс]:учебно-метод. пособие ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 201 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=375836 
 
Л3.2 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта:учебник для студентов вузов по направлению "Педагогическое образование". - М.: Академия, 2012. - 480 с.
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
На учебно-тренировочных занятиях студенты должны овладеть знаниями и практическими уме-ниями по выполнению требований государственного стандарта по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».

Для студентов всех учебных отделений основным критерием положительной оценки при получе-нии оценки по рейтингу должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

Условием допуска к зачетным упражнениям является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности. Общая оценка определяется как средне-арифметическая поло-жительных оценок по показателям:

1. Методические знания;

2. Выполнение оценки функционального состояния организма (функциональной пробы)

2.  Выполнение контрольных нормативов, характеризующих развитие физических качеств (быст-рота, выносливость, сила, гибкость);  

3. Посещаемость практических занятий;

4. Участие в спортивно-массовых мероприятиях, участие в судействе соревнований

Методические знания оцениваются в результате собеседования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Оценка состояния сердечнососудистой системы.

Проба с 20 приседаниями за 30 сек. После приседаний в течение 3-х минут сидя подсчиты-вается пульс 10 секундными интервалами. У тренированных людей учащение пульса может воз-растать с 8-10 уд/мин. (в покое) до 13-15 уд/мин. После работы восстановление, как правило, наступает к концу 1-ой минуты. Или в начале 2-ой. Если пульс возвращается к норме к концу 1-ой минуты это отлично, если 2-ой – хорошо, если 3-ей – удовлетворительно. Если восстановле-ние не произошло в течение 3-х минут это указывает на снижение функционального состояния сердечнососудистой системы.Если после продолжительного периода занятий физическими упражнениями (5-6 месяцев) время восстановления пульса после физических нагрузок сократит-ся, это является одним из показателей улучшения приспособляемости к ним организма.

Кроме того существует масса всевозможных проб для определения тренированности сердца. Они отличаются величиной нагрузки, ее длительностью, поэтому трудно сравнимы. В практике врачебного контроля часто используются индекс Рюффье, проба PWC по и Гарвардский степ-тест.

Индекс Рюффъе – это проба в которой мужчины выполняют 30 приседаний, а женщины 24 за 30 сек. Индекс рассчитывается по формуле (Р1+Р2+Р3-200)/10 (пульс подсчитывается за 30 се-кунд), где P1 – частота сердечных сокращений в покое; Р2 – сразу после нагрузки; Р3 – через ми-нуту после нагрузки. Оценка меньше 0 говорит об отличном функционировании аппарата кро-вообращения; от 0 до 5 – хорошем; от 6-10 – удовлетворительном; 11-15 – слабом; более 15 – не-удовлетворительном.

Оценка системы дыхания

 
Проба с задержкой дыхания. Функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы можно определить также с помощью пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи). Методика их проведения следующая:

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения.

Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренирован-ных людей на 40-55 секунд, для тренированных – на 60-90 сек и более. С нарастанием трениро-ванности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем явля-ется способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 сек., для тренированных на 40-60 сек. и более.

Ортостатическая проба. Для выявления степени нарушения регуляции аппарата кровооб-ращения (утомление, перетренировка, перенапряжение) применяется ортостатическая проба. С этой целью утром, не вставая с постели, нужно подсчитать ЧСС за одну минуту. Затем спокойно встать, выждать минуту и опять сосчитать пульс. Учащение пульса на 6-12 ударов говорит о хо-рошей реакции сердца на нагрузку. Учащение пульса на 13-18 ударов – удовлетворительной, а свыше 20 ударов – неблагоприятной реакции.

Ортостатическую пробу рекомендуется также проводить до и после занятий физическими упражнениями. Если показатели пробы на следующий день после занятий приходят к исходным величинам, значит нагрузка была допустимой и работоспособность организма восстанавливает-ся. Если же в течение 2-3 дней пульс по сравнению с первой ортостатической пробой не прихо-дит к норме, следует обратиться к врачу.

Обязательными видами физических упражнений, осваиваемых студентами по физической культуре, являются: отдельные дисциплины

легкой атлетики (бег 100 м – мужчины, женщины; бег 2000 м – женщины; бег 3000 м – муж-чины); силовая гимнастика (подтягивание в висе на перекладине, из виса поднимание ног до ка-сания перекладины, сгибание и разгибание рук в упоре, поднимание и опускание туловища лё-жа на полу - женщины); спортивные игры, упражнения профессионально-прикладной физиче-ской подготовки (ППФП).

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКОЗАНИЯ ПО СДАЧЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ

Тест на скоростно-силовую подготовленность, бег на 100 м (с)

Бег 100 м выполняется с высокого старта. Студент располагается в 2-3-х метрах от стартовой линии. Ему подают команды, а он их выполняет. По команде «На старт!» подходит к стартовой линии, ставит около нее одну ногу и принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» - начинает бег. Техника. По команде «На старт!» у стартовой линии ставят сильней-шую ногу, другую отставляют назад на 1,5-2 ступни, обе ноги слегка сгибают. Корпус наклоня-ют вперед, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Руку, противоположную сильней-шей ноге, выносят вперед или опираются о дорожку у стартовой линии, другую руку отводят назад. По команде «Марш!» быстро начинают бег частыми и энергичными шагами, наклонив туловище вперед с тем, чтобы к концу стартового разбега принять вертикальное положение и перейти к бегу свободным маховым шагом.

Ошибки. Располагается на старте до команды «На старт!». Вперед выставлена одноименная рука и нога. Наступает на стартовую линию или касается ее рукой. Сзади стоящая нога выпрям-лена в коленном суставе. Ноги широко расставлены. Находится в движении до команды «Марш!». Сразу выпрямляется после старта.

Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голо-вой (кол-во раз)

Поднимание туловища выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате или на коврике). И.п. лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической

 
стенки или удерживаются партнером, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение начи-най!» делается

отсчет количества выполнения. Участник поднимается до положения сидя на полу (вертикально) и возвращается в исходное положение.

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

Подтягивание выполняется из виса хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения в ви-се на прямых руках (пауза 1-2 с) без рывков и маховых движений ногами и туловищем; подборо-док выше уровня перекладины. Фиксируется количество правильно выполненных подтягиваний.

Женщины выполняют подтягивание в висе лежа на низкой перекладине (кол-во раз) не отрывая ноги от пола. Подбородок выше уровня перекладины. Тело прямое.

Прыжок в длину с места (см)

Выполняется на ровной поверхности. Желательно, чтобы поверхность или обувь не допускали проскальзывания во время отталкивания. Студент встает около прыжковой линии, от которой проводится измерение. На линию наступать нельзя. Между стопами - небольшое расстояние. Пе-ред прыжком слегка сгибает ноги и отводит руки назад. Выполняя мах руками вперед, совершает прыжок вперед-вверх, отталкиваясь двумя ногами. После приземления студент должен остаться на месте или пройти вперед. Длина прыжка измеряется с точностью до 5см. Измерение проводит-ся от прыжковой линии до ближайшего следа, оставленного прыгающим. Причем, проверяющему следует внимательнее смотреть и запомнить место первого касания ступнями пола. Дело в том, что очень часто ступни смещаются вперед после касания пола. Засчитывается лучший результат из трех попыток. Если перед прыжком студент наступает на линию (делает заступ), результат не засчитывается, а попытка учитывается.

Сгибание и разгибание рук в упоре (кол-во раз)

Принять исходное положение упора. Сгибаем руки в локтевых суставах до угла 90 градусов и, разгибая руки, выпрямляемся до исходного положения. При сгибании рук плечи опускаются впе-ред – вниз, ноги отводятся назад. При выполнении упражнения ноги в коленях не сгибать.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Выполняется из исходного положения упор лежа на полу (мужчины) и в упоре лёжа на скамейке (женщины). Ноги и туловище составляют прямую линию, взгляд направлен вперед. Расстояние между кистями чуть шире плеч. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола или скамейки, а разгибание производится до полного выпрямления рук, при этом ноги и туловище должны со-ставлять прямую линию. Темп выполнения произвольный. Упражнение не засчитывается если живот, таз или колени касаются пола. Фиксируется количество правильно выполненных отжима-ний.

Контрольный тест для определения подвижности (гибкости) позвоночного  столба (см)

Испытуемый стоит на гимнастической скамейке. К скамейке прикреплена линейка, размеченная на сантиметры, причем у шкалы на уровне скамейки (на уровне подошв), деления идут вниз от уровня скамейки. Студент наклоняется вниз, стараясь коснуться пальцами как можно ниже, не сгибая колен и без рывков.

Студены, пропустившие учебные занятия (и не прошедшие необходимую подготовку) до-пускаются к тестированию только после соответствующей подготовки. В случае пропуска заня-тий по уважительной причине студенты могут быть освобождены от выполнения отдельных те-стов. Студенты, освобожденные на длительный срок, получают оценку методическому разделу программы.

Для студентов всех учебных отделений основным критерием положительной оценки при получении оценки по рейтингу должно быть улучшение показателей тестов в процессе всего периода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.

                                       Посещаемость занятий

Студент, пропустивший более четырех занятий без уважительной причины, отрабатывает их на дополнительных занятиях средствами физического воспитания.

                    Методика ликвидации задолжности пропущенных занятий

Студент ликвидирует задолжность по пропущенным занятиям согластно расписанию до-

 
полнительных занятий преподавателей. Дополнительное занятие в основной группе проводится как обычное учебно-тренировочное занятие. В один день можно ликвидировать только одну учебную пару.
 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
3. OPERA - Система управления отелем
 
4. Fidelio - Подсистема интеграции с партнерами и GDS. инструмент для интеграции системы бронирования отеля с различными партнерскими сетями и системами глобальной дистрибуции (GDS). 
 
5. Аппаратно-программный комплекс«ARGUS-KARYO» - 
 
6. Программный комплекс "Полигон Про: Максимум" - программа для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет, регистрации прав и обременений
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Аппаратно-программный комплекс«ARGUS-KARYO» - 
 
3. Программный комплекс "Полигон Про: Максимум" - программа для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет, регистрации прав и обременений
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (приказ Минобрнауки России от 28.02.2018 г. № 144).
Автор (ы)
 
_______________________ ст. преп. ,  Мирошник Денис Юрьевич
 
Рецензенты
 
_______________________ зав. каф. , кпн Тарасов Павел Викторович
 
Рабочая программа дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» рассмотрена на заседании Кафедра физвоспитания и спорта протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Заведующий кафедрой       _________________ Тарасов Павел Викторович
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт механики и энергетики протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника