2024-2025_21_03_02-набор_2024-ИДПО-ЗО_Землеустройство_Кадастр недвижимости_plx_Химия_Кадастр недвижимости
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

Балабаева Анна Сергеевна

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.19 Химия
21.03.02 Землеустройство и кадастры
Кадастр недвижимости
бакалавр
УТВЕРЖДАЮ
заочная
2024
 
Ставрополь, 2023
 
1. Цель дисциплины
формирование основ научного мировоззрения, служит фундаментом общетехнической эрудиции; развитие у студентов «технического языка» будущего специалиста; дать необходимый минимум знаний по химии, который способствовал бы усвоению профилирующих дисциплин, а в практической работе обеспечивал понимание химических аспектов мероприятий; привить навыки выполнения основных операций при проведении химического эксперимента, способствующие выработке первичных профессиональных умений.
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
ОПК-1.2 Использует естественнонаучные и общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
знает

основных понятий и законов химии, основных закономерностей химических превращений, свойств растворов задач

умеет

решать задачи профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания

владеет навыками

обладать способностью применять знания основных разделов химии в профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знаний

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Химия» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 1 курсе (-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Химия» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
 
Освоение дисциплины «Химия» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Химия» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Курс
Трудоемк
Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

Контроль,

Форма 
 
ость

час/з.е.

лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
тельная ра-

бота, час

час
промежуточной аттестации (форма контроля)
1
72/2
4
4
60
4
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

2
2
 
 
Курс
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
1
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела (этапа) практики
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Введение в курс неорганической химии
1.
 
Введение в курс неорганической химии
1
18
18
КТ 1
1.1.
4
14
Тест
 
2 раздел. Реакционная способность веществ
2.
 
Реакционная способность веществ
1
18
18
КТ 2
2.1.
4
14
Тест
 
Контрольная точка №3
КТ 3
2.2.
Тест
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
8
28
 
Итого
36
72
8
28
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Введение в курс неорганической химии
Основные понятия химии
2/2
 
Введение в курс неорганической химии
Физические величины, характеризующие вещество
2/-
 
Реакционная способность веществ
Химическая термодинамика и кинетика
2/-
 
Реакционная способность веществ
Основные закономерности химических превращений: ОВР, растворы, ТЭД, гидролиз
2/-
 
Итого
8
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы самостоятельной работы
к текущему

контролю

 
Самостоятельная работа 
18
 
Самостоятельная работа 
18
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Химия» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Химия».

2. Методические рекомендации по освоению дисциплины «Химия».

3. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Химия».

4. Методические рекомендации по выполнению письменных работ ().

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Введение в курс неорганической химии
Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.6
 
2
Реакционная способность веществ
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Химия»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
ОПК-1.2:Использует естественнонаучные и общеинженерные знания для решения задач профессиональной деятельности
Ознакомительная практика
x
Почвоведение и инженерная геология
x
Физика
x
Экология
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Химия» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Химия» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-

 
няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
0 курс
 
КТ 3
Тест
10
 
Итого
80
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
10
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
1 курс
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
Итого
80
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
10
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
0 курс
 
КТ 3
Тест
10
За каждый правильный ответ студенту начисляется по 0,5 баллов.
 
1 курс
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Химия» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Химия»
Вопросы к зачету

Раздел 1. Введение

1. Предмет и задачи химии.

2. Основные понятия химии.

3. Основные законы химии.

4. Классификация неорганических соединений.

5. Оксиды: классификация, химические свойства, способы получения.

6. Основания: классификация, химические свойства, способы получения.

7. Кислоты: классификация, химические свойства, способы получения.

8. Соли: классификация, химические свойства, способы получения.

Раздел 2. Реакционная способность веществ.

1. Физические величины, характеризующие вещество.

2. Основные законы химии.

3. Строение атома.

4. Квантовые числа как характеристики состояние электронов в атоме.

5. Порядок заполнения подуровней.  Максимальное число электронов на подуровнях.

6. Атомная электронная орбиталь. Порядок заполнения орбиталей на подуровне.

7. Принципы и правила заполнения электронных орбиталей атома.

8. Электронные и электронно-графические формулы элементов.

9. Периодический закон Д.И. Менделеева. Структура периодической системы. Периоды, группы, подгруппы.

10. Периодичность изменения свойств атомов элементов и их соединений в группах и пери-одах.

Раздел 3. Основные закономерности химических превращений

1. Химическая термодинамика. Основные понятия.

2. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции.

3. Закон Гесса и следствия из него.

4. Первое начало термодинамики. Энтальпия.

5. Стандартная теплота образования и ее использование при расчетах тепловых эффектов.

6. Второе начало термодинамики. Энтропия.

7. Энергия Гиббса. Критерий самопроизвольного протекания процессов.

8. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость химических реакций.

9. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

10. Влияние температуры на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа.

11. Расчет изменения скорости реакции при изменении концентрации и давления.

12. Расчет скорости реакции по известному коэффициенту скорости реакции.

13. Катализ. Виды катализа. Влияние катализа на скорость химических реакций.

14. Обратимые и необратимые реакции. Условия необратимости ионных реакций.

15. Химическое равновесие.

 
16. Константа равновесия. Расчет константы равновесия по исходным и равновесным кон-центрациям.

17. Смещение равновесия. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

18. Определение сдвига равновесия в системах при изменении температуры, давления и кон-центрации.

Раздел 4. Растворы

1. Общая характеристика растворов.

2. Способы выражения концентрации растворов.

3. Расчет молярности и нормальности раствора по массовой доле растворенного вещества.

4. Расчет изменения концентрации при разбавлении раствора.

5. Растворимость. Теория растворов.

6. Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциации.

7. Диссоциация кислот, оснований, солей.

Примерная тематика рефератов

1. Роль химии как науки в развитии сельского хозяйства.

2. Биогенные элементы, биологическая роль и положение в периодической системе.

3. Биологическая роль микроэлементов и их применение в сельском хозяйстве.

4. Макроэлементы, их биологическая роль.

5. Медь и цинк как необходимые микроэлементы, их биологическое действие.

6. рН в живых организмах.

7. Проблема нитратов.

8. Озоновый щит земли.

9. Биологическая роль водных растворов.

10. Удобрения. Применение удобрений с учетом потребности растений.

11. Химические реакции, их классификация.

12. Токсическое действие тяжелых металлов.

13. Химия и биологическая роль углерода.

14. Химия и биологическая роль серы, применение в сельском хозяйстве.

15. Химия щелочных металлов, их биологическая роль, применение в сельском хозяйстве.

16. Химия щелочноземельных металлов, их биологическая роль, применение в сельском хо-зяйстве.

17. Химия, биологическая роль азота и его соединений, применение в сельском хозяйстве.

18. Химия, биологическая роль фосфора  и его соединений, применение в сельском хозяйстве.

19. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Аномальные свойства воды.

20. Хром, марганец и железо как необходимые микроэлементы: биологическое действие, применение в сельском хозяйстве.

21. Виды катализа. Биологическая роль ферментов.

22. Изотопы, значение в сельском хозяйстве.

23. Биологическая роль электролитов.

24. История создания периодической системы химических элементов.

25. Закон Авогадро.

26. Свойства и значение фосфорной кислоты.

27. Термодинамика и история её развития

28. Второй закон термодинамики. Невозможность создания вечного двигателя

29. Принцип Ле Шателье: научный прорыв 18 века

Контрольная точка №1

Типовой вопрос

1. Дайте формулировку понятиям: атом, химический элемент, молекула, молекулярная формула вещества, простое вещество, аллотропия, сложное вещество, ион.

2. Как определить степень окисления элемента в соединении?

 
3. Чему равен заряд кислотного остатка и остатка от основания?

4. Как составить формулу вещества?

5. Какие соединения называются оксидами? Приведите примеры.

6. Какие оксиды называются основными, кислотными, амфотерными? Приведите примеры.

Тестовые задания

1. Заряд остатка от основания равен

1. числу отнятых гидроксильных групп

2. числу отнятых катионов водорода

3. числу принятых гидроксильных групп

4. числу принятых катионов водорода

2. ___________ - это вещества, состоящие из атомов разных элементов.

3. Установите соответствие между названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно относится

1. оксид углерода (IV)              А. основный оксид

2. оксид углерода (II)              Б. кислотный оксид

3. оксид натрия                          В. амфотерный оксид

                                                     Г. несолеобразующий оксид

4. Установите соответствие между  названием вещества и классом неорганических соединений, к которому оно относится

1. дигидрофосфат натрия           А. кислая соль

2. гидроксид магния                       Б. щелочь

3. силикат натрия                           В. основание

                                                          Г. средняя соль

5. Степень окисления кислотообразующего элемента в фосфорной кислоте равна

                                      1. +3            2. -3                3. +5               4. -5

Практико-ориентированное задание

Приведите электронную формулу элемента с порядковым номером 43, определите к какому семейству он относится.

Контрольная точка № 2

1. Типовой вопрос:

1. Физические величины, характеризующие вещество.

2. Строение атома. Квантовые числа, характеризующие состояние электрона в атоме.

3. Принципы и правила заполнения электронных орбиталей атома. Электронные формулы элементов.

4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Структура периодической системы. Периоды, группы, подгруппы.

5. Периодичность изменения свойств атомов элементов и их соединений в группах и периодах.

2. Тестирование .

1. При нормальных условиях 3 моль углекислого газа занимают объём ... л.

2. Массовая доля (%) алюминия в его оксиде равна…

3. Закон ... - в равных объёмах различных газов при одинаковых внешних условиях содержится одинаковое число молекул

4. В периодической системе, в периоде слева направо электроотрицательность элементов

 
           1.  увеличивается       2.  уменьшается          3.  не изменяется

  

3. Практико-ориентированное задание :

1. Сколько молекул содержится в 5 молях хлорида натрия?

2. Сколько молей составляют 72 г воды?

Контрольная точка № 3

1. Типовой вопрос :

1. Химическая термодинамика. Основные понятия.

2. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса и следствия из него.

3. Первое начало термодинамики. Энтальпия.

4. Второе начало термодинамики. Энтропия.

5. Свободная энергия системы. Энергия Гиббса. Энергия Гельмгольца.

2. Тестирование .

1. Реакции, в результате которых происходит выделение теплоты

1.  эндотермические     2.  экзотермические     3.  обратимые     4.  необратимые

2. Для смещения химического равновесия эндотермической реакции в прямом направлении необходимо

1.  повысить температуру          3.  понизить температуру

2.  ввести катализатор                4.  повысить давление

3. Направление смещения химического равновесия определяется

1.  принципом Ле-Шателье          3.  принципом Паули

2.  правилом Гунда                       4.  правилом Вант-Гоффа

4. Равновесие в реакции N2(г) + О2(г) = 2NO(г) сместится вправо при

1.  увеличении концентрации азота                  3.  увеличении давления

2.  уменьшении концентрации кислорода        4. уменьшении давления

5. При увеличении температуры на 30 0С, при температурном коэффициенте равном 2, скорость реакции

1.  увеличится в 8 раз       2. уменьшится в 8 раз    3.  увеличится в 6 раз     4.  уменьшится в 6 раз

3. Практико-ориентированное задание :

При сжигании 6,5 г цинка выделилась теплота, соответствующая  34,8 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Коровин Н. В., Кулешов Н. В., Гончарук О. Н., Камышова В. К., Ланская И. И., Мясникова Н. В., Осина М. А., Удрис Е. Я., Яштулов Н. А. Общая химия. Теория и задачи [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 492 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/183692 
 
Л1.2 Коровин Н. В., Кулешов Н. В., Гончарук О. Н., Камышова В. К., Ланская И. И., Мясникова Н. В., Осина М. А., Удрис Е. Я., Яштулов Н. А. Общая химия. Теория и задачи [Электронный ресурс]:учеб. пособие для СПО. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 492 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/185970 
 
Л1.3 Гельфман М. И., Юстратов В. П. Химия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО -  Бакалавриат, Магистратура, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 480 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/210221 
 
Л1.4 Блинов Л. Н., Гутенев М. С., Перфилова И. Л., Соколов И. А. Химия [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Специалитет. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 480 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/210977 
 
Л1.5 Стась Н. Ф., Коршунов А. В. Решение задач по общей химии [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 168 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/212360 
 
Л1.6 Мартынова Т. В., Супоницкая Н. С., Агеева Ю. С. Неорганическая химия [Электронный ресурс]:учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 348 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=425196 
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Работа на лекции – первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на кон-спектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информа-цию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.

В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвое-ния лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключают-ся в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их, но часто это приходится делать самостоятельно самому слу-шателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрывае-мые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лек-тора (возможно, стандартной фразой, например, «далее», «итак», «таким об-разом», «следовательно» и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее ре-шить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представ-ляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация – нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.

1.2 Методика конспектирования учебного материала

 

Конспект – универсальная форма записи. Главное требование к кон-спекту – запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, сво-бодные и тематические.

1. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соот-ветствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требу-ет дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить ма-териал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко изла-гать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в фор-мулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, вы-ступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что ха-рактерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит ис-править в новой записи. Именно это – одна из основных задач написания та-кого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе под-готовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

2. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они свя-зываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект – хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно ис-пользовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравни-тельного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда – необходимость постоянной работы над этими видами записи.

3. Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект – сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти каче-ства. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

4. Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отоб-ражает всего содержания используемых произведений. Составление тематиче-ского конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интел-лектуальный «багаж».

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематиче-ский конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использова-нием нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспек-та на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, те-зисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конфе-ренциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме – ключ к успеху.

1.3 Рекомендации по подготовке

 
к лабораторным и практическим занятиям

Аудиторные лабораторные и практические занятия играют важную роль в формировании у студентов требуемых компетентностей. Главной целью ла-бораторных и практических занятий является систематизация, закрепление и углубление знаний теоретического характера, полученных на лекциях. Обу-чающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учебной работе актуальность, утверждает необходимость овла-дения опытом профессиональной деятельности, связывает ее с практикой жизни.

Лабораторные и практические занятия, включенные в изучение дисци-плины «Химия», направлены на формирование у студентов практических навыков работы в химической лаборатории, выполнения основных химиче-ских лабораторных операций.

Для удобства работы на лабораторных занятиях студенты используют рабочую тетрадь «Химия».

1.4 Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Цель самостоятельной работы студентов – развивать у студентов уме-ние выбрать нужную информацию по заданной теме или отдельному вопросу, критически анализировать методическую литературу по предложенным про-блемам, систематизировать и оформлять прочитанное изученное в виде крат-ких ответов и докладов.

Она состоит из непрерывной работы студента по выполнению текущих заданий при выполнении самостоятельной работы в рабочих тетрадях, вы-полнении учебно-исследовательской работы и освоения новых тем.

2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2.1 Общие положения

Основные критерии оценки преподавателем учебной работы студента по дисциплине заключаются в следующем:

1. Знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины (степень освоения имеющейся литературы по теме, учебному во-просу; способность дать оценку существующим точкам зрения по раскрывае-мой проблеме).

2. Степень проявления творчества и самостоятельности при раскрытии обсуждаемого вопроса (умение выделять главные аспекты проблемы, нестан-дартно, оригинально мыслить; способность отстаивать свою позицию, опира-ясь на знание теории вопроса).

3. Доказательность и убедительность выступления (положения, приво-димые в выступлении, должны содержать определенную систему аргументов, раскрывающую позицию студента по данной проблеме, убеждать в правиль-ности этой позиции).

4. Наличие конспекта лекций и его отработка во время самостоятельной рабо-ты.

5. Знание рекомендованной литературы.

6. Активность на лабораторных и практических занятиях (умение работы в хи-мической лаборатории, выполнение основных химических лабораторных операций, умение практически осуществить постановку  и выполнение экспериментальной рабо-ты).

Оценка знаний на экзамене производится на основании критериев, опре-деленных в соответствующих документах по регламентации учебного процес-са в вузе:

 учет посещаемости студентом занятий;

 наличие конспекта лекций;

 степень участия в работе на лабораторных занятиях;

 знание основных положений теоретического курса и практическое их применение.

Посещение лекционных, практических и лабораторных занятий для сту-дентов очной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением;

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских, региональных и пр. мероприяти-ях;

 
− официально оформленное свободное посещение занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины.

Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектирова-ны в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликви-дации пропуска. Пропущенные лабораторные или практические занятия отра-батываются в виде устной защиты лабораторного или практического занятия во время консультаций по дисциплине.

2.2 Формы контроля

Текущий контроль знаний студентов имеет следующие виды:

• устный опрос

• контрольные точки

• промежуточная аттестация.

Оперативный контроль

Опросы студентов по содержанию лекций и проверка выполнения текущих заданий проводится на каждом лабораторном занятии. Результаты про-верки фиксируются и сообщаются студенту.

Глубина усвоения теоретического материала выявляется на контроль-ных точках.

Итоговый контроль  1 семестр – зачёт с оценкой.

2.3 Вопросы для подготовки к зачёту

1. Предмет и задачи химии.

2. Основные понятия химии.

3. Основные законы химии.

4. Классификация неорганических соединений.

5. Оксиды: классификация, химические свойства, способы получения.

6. Основания: классификация, химические свойства, способы получения.

7. Кислоты: классификация, химические свойства, способы получения.

8. Соли: классификация, химические свойства, способы получения.

9. Физические величины, характеризующие вещество.

10. Строение атома. Квантовые числа, характеризующие состояние элек-трона в атоме.

11. Принципы и правила заполнения электронных орбиталей атома. Элек-тронные формулы элементов.

12. Периодический закон Д.И.Менделеева. Структура периодической си-стемы. Периоды, группы, подгруппы.

13. Периодичность изменения свойств атомов элементов и их соединений в группах и периодах.

14. Термохимия. Тепловой эффект химической реакции. Закон Гесса и следствия из него.

15. Первое начало термодинамики. Энтальпия.

16. Второе начало термодинамики. Энтропия.

17. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость химических реакций.

18. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

19. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.

20. Смещение равновесия. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

21. Катализ. Виды катализа. Влияние катализа на скорость химических ре-акций.

22. Окислительно-восстановительные реакции. Типы окислительно-восстановительных реакций.

23. Составление окислительно-восстановительных реакций. Метод элек-тронного баланса.

24. Электролиз растворов и расплавов электролитов.

25. Растворы. Способы выражения концентрации растворов.

26. Общая характеристика растворов. Растворимость. Теория растворов.

27. Теория электролитической диссоциации. Степень и константа диссоциа-ции.

28. Диссоциация кислот, оснований, солей.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий 
47/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 92 посадочных мест, персональный компьютер  Acer– 1 шт.,  трибуна для лектора – 1 шт.,  мультимедийный проектор  EPSON– 1 шт., экран настенный – 1 шт., классная доска – 1 шт., учебно-наглядные пособия в виде презентаций,  подключение к сети «Интернет», выход в корпоративную сеть университета.
2
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа 

40/АДМ

Оснащение:  специализированная мебель на 25 посадочных мест,  ноутбук Acer -1 шт., проектор - 1 шт., доска учебная - 1 шт, интерактивная доска - 1 шт.,  фотоколориметр ПЭ-5300ВИ – 1 шт.; электроплитка КВАРЦ ЭПП-1-1,2/220 – 3 шт.; водяная баня LOIP-160 – 1 шт.; рН-метр-ионометр «Эксперт-рН» – 1 шт.; стенд титровальной установки «Экология М 1» – 1 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование

3
Учебные аудитории для самостоятельной работы студентов и индивидуальных и групповых консультаций:
 
2. Учебная аудитория № 40/АДМ
40/АДМ
Оснащение:  специализированная мебель на 25 посадочных мест,  ноутбук Acer -1 шт., проектор - 1 шт., доска учебная - 1 шт, интерактивная доска - 1 шт.,  фотоколориметр ПЭ-5300ВИ – 1 шт.; электроплитка КВАРЦ ЭПП-1-1,2/220 – 3 шт.; водяная баня LOIP-160 – 1 шт.; рН-метр-ионометр «Эксперт-рН» – 1 шт.; стенд титровальной установки «Экология М 1» – 1 шт.; весы аналитические– 1 шт.; лабораторная посуда; вспомогательное оборудование
4
Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации 

5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Химия»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
Автор (ы)
 
_______________________ доц. , кбн Волосова Е.В.
 
Рецензенты
 
_______________________ доц. , ксхн Романенко Е.С.
 
Рабочая программа дисциплины «Химия» рассмотрена на заседании Кафедра химии и защиты растений протокол № 30 от 25.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры
Заведующий кафедрой       _________________ Шутко А.П.
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Химия» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Менеджер 1 (ИДПО) протокол № 6 от 28.03.2024 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры