2024-2025_05_03_06-набор_2022-Экология и природопользование_ООСиЭБ_plx_Методы экологических исследований_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.О.40 Методы экологических исследований
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2025
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины "Методы экологических исследований" является освоение современных научных подходов и методов в экологии, формирование способности диагностировать вопросы, связанные с использованием и последствиями трансформации экологических систем; самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды
 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
ОПК-1 Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области экологии и природопользования
знает

Основы химических процессов антропогенной трансформации окружающей среды и их последствий для жизни и хозяйственной деятельности человека

умеет

Описывать процессов антропогенной трансформации окружающей среды и их последствий для жизни и хозяйственной деятельности человека

владеет навыками

Владения методами анализа данных, количественной обработки информации

 
 
 
 
 
ОПК-3 Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Использует основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
знает

Основных методов отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ

умеет

Применять методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ

владеет навыками

Владения методами анализа данных, количественной обработки информации

 
 
 
 
 
ОПК-6 Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 Представляет результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в виде отчета по установленной форме
знает

умеет

владеет навыками

 
 
 
 
 
ПК-2 Способен принимать участие в
ПК-2.2 Владеет знаниями для
знает

Методических материалов по охране

 
экологическом обеспечение производства продукции на предприятиях
проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

умеет

Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды

владеет навыками

Применения экологического анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Методы экологических исследований» является дисциплиной обязательной части программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Методы экологических исследований» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяХимия

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяКомплексная экологическая оценка предприятия

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяБотаника с основами фитоценологии

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяОсновы научных исследований в экологии и природопользование

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяОсновы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяЭкологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяФизиология растений

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяЭкологическая агрохимия

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяЭкологическая безопасность применения агрохимикатов

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяГеоэкология

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяПочвоведение

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяГеология с основами геоморфологии

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяУчение об атмосфере

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяНормирование и снижение загрязнения окружающей среды

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяГеография (социально-экономическая)

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяКартографирование в природопользовании

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяБиология

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяБиогеография

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяЛандшафтоведение

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяПравовые основы природопользования и охраны окружающей среды

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяБиоразнообразие

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяУчение о гидросфере 

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяУчение о биосфере

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяРесурсоведение

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяТехногенные системы и экологические риски

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяЛандшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяКомплексная экологическая оценка территории

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяОзнакомительная практика

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяТехнологическая (проектно-технологическая) практика

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяТехнологическая (проектно-технологическая) практика

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяПриродные ресурсы Ставропольского края

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяХимия неорганическая

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяХимия органическая

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяФизико-химические методы исследования

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяБиологическая защита экосистем

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяФизика

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяМатематика

 
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

НИР в области охраны окружающей среды

Природные ресурсы Ставропольского края

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая безопасность применения агрохимикатов

Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур

Биогеография

Биоразнообразие

Геоэкология

Комплексная экологическая оценка предприятия

Комплексная экологическая оценка территории

Экологическая агрохимия

Биологическая защита экосистем

Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Учение о биосфере

Физико-химические методы исследования

Физиология растений

Ландшафтоведение

Учение о гидросфере

Физика

Ботаника с основами фитоценологии

География (социально-экономическая)

Картографирование в природопользовании

Математика

Ознакомительная практика

Химия

Химия органическая

Биология

Геология с основами геоморфологии

Почвоведение

Учение об атмосфере

Химия неорганическаяИнформационные технологии

 
Освоение дисциплины «Методы экологических исследований» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Экологическая экспертиза предприятий
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Нормирование качества продукции
 
Экологическая экспертиза
 
Преддипломная  практика
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Методы экологических исследований» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
7
72/2
14
22
36
За
 
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
практической подготовки
4
6
8
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
7
72/2
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела/темы
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха
7
8
6
1.1.
2
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Методы исследования загрязнения водных объектов
7
8
10
1.2.
4
6
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Контрольная точка № 1 (по темам 1-2)
7
4
2
КТ 1
1.3.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Методы исследования загрязнения почв
7
6
8
1.4.
4
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Инструментальные методы анализа
7
6
8
1.5.
4
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Контрольная точка № 2 т(емам 3-4)
7
4
2
КТ 2
1.6.
2
Тест, Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Промежуточная аттестация
7
1.7.
ОПК-1.3, ОПК-3.1, ПК-2.2
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
36
72
14
22
 
Итого
36
72
14
22
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха
Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха
2/-
 
Методы исследования загрязнения водных объектов
Методы исследования загрязнения водных объектов
4/-
 
Методы исследования загрязнения почв
Методы исследования загрязнения почв
4/2
 
Инструментальные методы анализа
Инструментальные методы анализа
4/2
 
Итого
14
 
5.2.2. Лабораторные занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха
Расчет и эксплуатация оборудования для очистки газовых выбросов сухими методами.

Расчет и эксплуатация оборудования

для очистки газовых выбросов мокрыми методами 

лаб.
4
 
Методы исследования загрязнения водных объектов
Расчет характеристик сбросов сточных вод предприятий в водоемы
лаб.
6
 
Контрольная точка № 1 (по темам 1-2)
лаб.
2
 
 
Методы исследования загрязнения почв
Определение основных загрязнений почв, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране

окружающей среды .

лаб.
4
 
Инструментальные методы анализа
Экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации
лаб.
4
 
Контрольная точка № 2 т(емам 3-4)
лаб.
2
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы и/или виды самостоятельной работы
Часы

 
Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха
8
 
Методы исследования загрязнения водных объектов
8
 
4
 
Методы исследования загрязнения почв
6
 
Инструментальные методы анализа
6
 
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы экологических исследований» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Методы экологических исследований».

2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы экологических исследований».

3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).

4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)

5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха . Методы исследования загрязнения атмосферного воздуха
Л1.1, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
2
Методы исследования загрязнения водных объектов . Методы исследования загрязнения водных объектов
Л1.1, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
3
Контрольная точка № 1 (по темам 1-2) . 
Л1.1, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
4
Методы исследования загрязнения почв . Методы исследования загрязнения почв
Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
5
Инструментальные методы анализа. Инструментальные методы анализа
Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
6
Контрольная точка № 2 т(емам 3-4). 
Л1.2, Л1.3
Л2.1, Л2.2
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Методы экологических исследований»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
ОПК-1.3:Применяет базовые знания химии при проведении химико-аналитических исследований в области 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Физико-химические методы исследования
x
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
экологии и природопользования
Химия
x
x
x
Химия неорганическая
x
Химия органическая
x
Экологическая агрохимия
x
Экологию почв
x
ОПК-3.1:Использует основные методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологию почв
x
ОПК-6.1:Представляет результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности в виде отчета по установленной форме
Ознакомительная практика
x
Основы научных исследований в экологии и природопользование
x
Преддипломная  практика
x
Экологию почв
x
ПК-2.2:Владеет знаниями для проведения экологического анализа при подготовке производства к выпуску продукции на предприятии
Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания
x
Биологическая защита экосистем
x
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Комплексная экологическая оценка предприятия
x
x
Комплексная экологическая оценка территории
x
x
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды
x
Нормирование качества продукции
x
Ознакомительная практика
x
Промышленная экология
x
x
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Экологическая агрохимия
x
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
x
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
x
Экологию почв
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы
 
формирования компетенций по дисциплине «Методы экологических исследований» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы экологических исследований» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 2
Тест
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
7 семестр
 
КТ 1
Устный опрос
0
 
КТ 1
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Устный опрос
0
 
КТ 2
Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
0
 
КТ 2
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания результатов обучения на промежуточной аттестации
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Методы экологических исследований» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
Теоретический вопрос

5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

 

Задания на проверку умений и навыков

5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.

2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Методы экологических исследований»
    Типовые задачи

1. Предмет и история развития методов экологических исследований

2. Правила отбора и анализа проб воздуха ручными методами.

3. Статистическая обработка результатов периодических наблюдений

4. Положение методов экологических исследований в системе наук, ее связи с другими науками.

5. Этапы развития методов экологических исследований

   Тестовые задания

1. Разработка научно обоснованных показателей предельно допустимого воздействия человека на среду своего обитания называется ….

- концентрация

- нормирование

- уровень

- контроль

2. К ограничительно-запретительным мерам относят соблюдение предельно допустимых ….

- выбросов

- сбросов

- концентраций

- отходов

3.  В перечень приоритетных загрязнителей программы мониторинга в атмосферных выпадениях (осадки, снежный покров, сухие выпадения) входят….

- катионы

- биогенные элементы

- озон

- рН

4.   Для определения (концентрирование, очистка, разделение) тяжелых металлов, поверхностно-активных веществ, пестицидов применяют …. Методы

- биоиндикация

- картирование

- хроматография

- титриметрия

      Практико- ориентировочные задачи

Задание 1. Дайте характеристику видам сухих методов:

1. …..

2. ……

3. ……

4. ……

 

    Типовые задачи

1. Организация мониторинга водных объектов.

2. Методы анализа природных вод.

3. Биологические методы оценки загрязнения природных водных.

4. Дистанционные методы исследования загрязнения водных объектов

      Тестовые задания

1. Установите правильную последовательность:

Аналитический контроль качества окружающей среды состоит из следующих основных стадий:

- математическая обработка данных и интерпретация полученных результатов;

- отбор и обработка пробы;

- выбор места отбора пробы;

- измерение концентрации загрязнителя;

2.  Наименьшая концентрация, которая может быть обнаружена и рассчитанная как отношение квадратической погрешности к чувствительности, называется …. обнаружения метода

- плотность

- предел

- сопоставление

- анализ

3.  Количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов называется экологическим ….

- требование

- СНиП

- стандарт

- СанПиН

4.  В фоновых районах, удаленных от мест интенсивной антропогенной деятельности, происходит …. загрязнителей.

- распределение

- перенос

- накопление

- очищение

        Практико- ориентировочные задачи

Задание 1. Решить задачу:

Для промышленного предприятия, расположенного на ровной местности,

- рассчитать величину максимальной концентрации вредного вещества у земной поверхности, прилегающей к предприятию, при выбросе из трубы нагретой газовоздушной смеси;

- определить расстояние от источника выброса, на котором достигается величина максимальной приземной концентрации вредных веществ (по оси факела);

- определить фактическую концентрацию вредного вещества у поверхности земли с учетом фонового загрязнения воздуха и дать оценку рассчитанного уровня загрязнения воздуха в приземном слое промышленными выбросами путем сравнения со среднесуточной предельно допустимой концентрацией (ПДК);

- определить опасную скорость ветра и рассчитать значения приземных концентраций вредных веществ в атмосфере по оси факела выброса на расстояниях 50м и 500м от источника выброса.

1. Химия воды

2. Загрязнение гидросферы

3. Снижение антропогенного воздействия на гидросферу

4. Круговорот воды в природе.

5. Трансформация загрязняющих веществ в гидросфере

6. Организация мониторинга водных объектов.

7. Методы анализа природных вод.

8. Биологические методы оценки загрязнения природных водных.

9. Дистанционные методы исследования загрязнения водных объектов

1. Организация контроля качества воздуха в рабочих зонах и цехах промышленных

 
предприятий, городах и населенных пунктах.

2. Правила отбора и анализа проб воздуха ручными методами.

3. Статистическая обработка результатов периодических наблюдений

4. Организация мониторинга водных объектов.

5. Методы анализа природных вод.

6. Биологические методы оценки загрязнения природных водных.

7. Дистанционные методы исследования загрязнения водных объектов

8. Оценка опасности загрязнения почв.

9. Виды загрязнения почв.

10. Биотестирование как наиболее целесообразный метод определения интегральной токсичности почвы.

11. Биодиагностика техногенного загрязнения почв.

12. Хроматография, масс-спектрометрия и хромато-масс-спектрометрия высокого разрешения.

13. Электрохимические методы анализа: потенциометрия, вольтамперометрия, полярография, колонометрия.

14. Атомно-адсорбционная, атомноэмиссионная, атомно-флуоресцентная спектроскопии.

15. Комплексное использование физикохимических методов анализа.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Криштафович В. И., Криштафович Д. В., Еремеева Н. В. Физико-химические методы исследования [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Дашков и К, 2018. - 208 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/105554 
 
Л1.2 Кузнецов И. Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат, Магистратура. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2020. - 282 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=1093235 
 
Л1.3 Дмитренко В. П., Сотникова Е. В., Черняев А. В. Экологический мониторинг техносферы [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 368 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/210986 
 
дополнительная
 
Л2.1 Калинин В. М., Рязанова Н. Е. Экологический мониторинг природных сред [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 203 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=496984 
 
Л2.2 Ильин Д. Ю., Ильина Г. В., Сашенкова С. А. Методы экологических исследований [Электронный ресурс]:учеб. пособие для студентов агрономического факультета направления подготовки 35.03.03 «агрохимия и агропочвоведение». квалификация бакалавр. - Пенза: ПГАУ, 2016. - 152 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/142106 
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: О. Г. Шабалдас, Т. Г. Зеленская, О. А. Поспелова, Е. Е. Степаненко ; СтГАУ Экология: методы исследований:учеб.-метод. пособие. - Ставрополь: АГРУС, 2009. - 136 с.
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основными формами обучения студентов являются лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно- логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Методы экологических исследований» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения занятий всех типов (в т.ч. лекционного, семинарского, практической подготовки обучающихся), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
95/АДМ

95/АДМ

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС

86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
2
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, подтверждающее наличие материально-технического обеспечения, с перечнем основного оборудования
2. Учебная аудитория № 95/АДМ
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест,  ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 88/АДМ
88/АДМ
Специализированная мебель на 42 посадочных места, ноутбук Asus - 8 шт., Интерактивная доска - IQ Board, мультимедийный проектор Optoma - 1 шт.
5. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
 
5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Методы экологических исследований»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Степаненко Елена Евгеньевна
 
Рецензенты
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана Васильевна
 
Рабочая программа дисциплины «Методы экологических исследований» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Методы экологических исследований» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол №  от  г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование