УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
института агробиологии и природных ресурсов
Есаулко Александр Николаевич
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
Основы химических процессов антропогенной трансформации окружающей среды и их последствий для жизни и хозяйственной деятельности человека
умеет
Описывать процессов антропогенной трансформации окружающей среды и их последствий для жизни и хозяйственной деятельности человека
владеет навыками
Владения методами анализа данных, количественной обработки информации
Основных методов отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
умеет
Применять методы отбора проб компонентов окружающей среды, стандартное измерительно-аналитические приборы и оборудование для анализа проб и загрязняющих веществ
владеет навыками
Владения методами анализа данных, количественной обработки информации
умеет
владеет навыками
Методических материалов по охране
умеет
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды
владеет навыками
Применения экологического анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации
Изучение дисциплины осуществляется в 7семестре(-ах).
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяХимия
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяКомплексная экологическая оценка предприятия
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяБотаника с основами фитоценологии
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяОсновы научных исследований в экологии и природопользование
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяОсновы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяЭкологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяФизиология растений
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяЭкологическая агрохимия
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяЭкологическая безопасность применения агрохимикатов
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяГеоэкология
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяПочвоведение
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяГеология с основами геоморфологии
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяУчение об атмосфере
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяНормирование и снижение загрязнения окружающей среды
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяГеография (социально-экономическая)
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяКартографирование в природопользовании
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяБиология
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяБиогеография
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяЛандшафтоведение
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяПравовые основы природопользования и охраны окружающей среды
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяБиоразнообразие
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяУчение о гидросфере
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяУчение о биосфере
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяРесурсоведение
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяТехногенные системы и экологические риски
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяЛандшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяКомплексная экологическая оценка территории
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяОзнакомительная практика
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяТехнологическая (проектно-технологическая) практика
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяТехнологическая (проектно-технологическая) практика
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяПриродные ресурсы Ставропольского края
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяХимия неорганическая
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяХимия органическая
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяФизико-химические методы исследования
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяБиологическая защита экосистем
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяФизика
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяМатематика
НИР в области охраны окружающей среды
Природные ресурсы Ставропольского края
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
Экологически безопасные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
Биогеография
Биоразнообразие
Геоэкология
Комплексная экологическая оценка предприятия
Комплексная экологическая оценка территории
Экологическая агрохимия
Биологическая защита экосистем
Основы мелиорации и рекультивации загрязненных территорий
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Учение о биосфере
Физико-химические методы исследования
Физиология растений
Ландшафтоведение
Учение о гидросфере
Физика
Ботаника с основами фитоценологии
География (социально-экономическая)
Картографирование в природопользовании
Математика
Ознакомительная практика
Химия
Химия органическая
Биология
Геология с основами геоморфологии
Почвоведение
Учение об атмосфере
Химия неорганическаяИнформационные технологии
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
Расчет и эксплуатация оборудования
для очистки газовых выбросов мокрыми методами
окружающей среды .
1. Рабочую программу дисциплины «Методы экологических исследований».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Методы экологических исследований».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Методы экологических исследований» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Задания на проверку умений и навыков
5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.
2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
1. Предмет и история развития методов экологических исследований
2. Правила отбора и анализа проб воздуха ручными методами.
3. Статистическая обработка результатов периодических наблюдений
4. Положение методов экологических исследований в системе наук, ее связи с другими науками.
5. Этапы развития методов экологических исследований
Тестовые задания
1. Разработка научно обоснованных показателей предельно допустимого воздействия человека на среду своего обитания называется ….
- концентрация
- нормирование
- уровень
- контроль
2. К ограничительно-запретительным мерам относят соблюдение предельно допустимых ….
- выбросов
- сбросов
- концентраций
- отходов
3. В перечень приоритетных загрязнителей программы мониторинга в атмосферных выпадениях (осадки, снежный покров, сухие выпадения) входят….
- катионы
- биогенные элементы
- озон
- рН
4. Для определения (концентрирование, очистка, разделение) тяжелых металлов, поверхностно-активных веществ, пестицидов применяют …. Методы
- биоиндикация
- картирование
- хроматография
- титриметрия
Практико- ориентировочные задачи
Задание 1. Дайте характеристику видам сухих методов:
1. …..
2. ……
3. ……
4. ……
Типовые задачи
1. Организация мониторинга водных объектов.
2. Методы анализа природных вод.
3. Биологические методы оценки загрязнения природных водных.
4. Дистанционные методы исследования загрязнения водных объектов
Тестовые задания
1. Установите правильную последовательность:
Аналитический контроль качества окружающей среды состоит из следующих основных стадий:
- математическая обработка данных и интерпретация полученных результатов;
- отбор и обработка пробы;
- выбор места отбора пробы;
- измерение концентрации загрязнителя;
2. Наименьшая концентрация, которая может быть обнаружена и рассчитанная как отношение квадратической погрешности к чувствительности, называется …. обнаружения метода
- плотность
- предел
- сопоставление
- анализ
3. Количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов называется экологическим ….
- требование
- СНиП
- стандарт
- СанПиН
4. В фоновых районах, удаленных от мест интенсивной антропогенной деятельности, происходит …. загрязнителей.
- распределение
- перенос
- накопление
- очищение
Практико- ориентировочные задачи
Задание 1. Решить задачу:
Для промышленного предприятия, расположенного на ровной местности,
- рассчитать величину максимальной концентрации вредного вещества у земной поверхности, прилегающей к предприятию, при выбросе из трубы нагретой газовоздушной смеси;
- определить расстояние от источника выброса, на котором достигается величина максимальной приземной концентрации вредных веществ (по оси факела);
- определить фактическую концентрацию вредного вещества у поверхности земли с учетом фонового загрязнения воздуха и дать оценку рассчитанного уровня загрязнения воздуха в приземном слое промышленными выбросами путем сравнения со среднесуточной предельно допустимой концентрацией (ПДК);
- определить опасную скорость ветра и рассчитать значения приземных концентраций вредных веществ в атмосфере по оси факела выброса на расстояниях 50м и 500м от источника выброса.
1. Химия воды
2. Загрязнение гидросферы
3. Снижение антропогенного воздействия на гидросферу
4. Круговорот воды в природе.
5. Трансформация загрязняющих веществ в гидросфере
6. Организация мониторинга водных объектов.
7. Методы анализа природных вод.
8. Биологические методы оценки загрязнения природных водных.
9. Дистанционные методы исследования загрязнения водных объектов
1. Организация контроля качества воздуха в рабочих зонах и цехах промышленных
2. Правила отбора и анализа проб воздуха ручными методами.
3. Статистическая обработка результатов периодических наблюдений
4. Организация мониторинга водных объектов.
5. Методы анализа природных вод.
6. Биологические методы оценки загрязнения природных водных.
7. Дистанционные методы исследования загрязнения водных объектов
8. Оценка опасности загрязнения почв.
9. Виды загрязнения почв.
10. Биотестирование как наиболее целесообразный метод определения интегральной токсичности почвы.
11. Биодиагностика техногенного загрязнения почв.
12. Хроматография, масс-спектрометрия и хромато-масс-спектрометрия высокого разрешения.
13. Электрохимические методы анализа: потенциометрия, вольтамперометрия, полярография, колонометрия.
14. Атомно-адсорбционная, атомноэмиссионная, атомно-флуоресцентная спектроскопии.
15. Комплексное использование физикохимических методов анализа.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно- логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.
Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.
Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Методы экологических исследований» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;
− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,
− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.
Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.
95/АДМ
Оснащение: специализированная мебель на 24 посадочных мест, ноутбук – 1 шт, шкаф лабораторный ШЛМЛ-Л-04; шкаф вытяжной ШЛМВ-Л-03, кондуктометр лабораторный FE30-Kit, рН –метр «Экотест-2000И», весы прецизионные RV 512, серия Adventurer, 510 г., весы RV 214, сушильный шкаф/стерилизатор Е28, бидистилятор БС
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.