2024-2025_05_03_06-набор_2022-Экология и природопользование_ООСиЭБ_plx_Экология человека_Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Директор/Декан

института агробиологии и природных ресурсов

Есаулко Александр Николаевич

____________________________

____________________________

«___»  _____________ 20___ г.

Рабочая программа дисциплины
Б1.В.12 Экология человека
05.03.06 Экология и природопользование
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность
УТВЕРЖДАЮ
очная
2022
 
Ставрополь, 2025
 
1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Экология человека» является: получение представление о значении современной экологии, ее роли в формировании гармоничных отношений между природой и обществом, глобальных проблемах современности;  формирование понятий функционирования природных систем и месте человека в биосферных процессах, который в практической работе обеспечивал бы понимание экологических аспектов природопользования и способствовал формированию экологической культуры.

 
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с плани-руемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ОП ВО и овладение следующими результатами обучения по дисциплине:
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
знает

теоретических основ экологии человека, возможных угроз для жизни и здоровья человека, факторы обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах

умеет

выявлять возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создавать и поддерживать безопасные условия жизне-деятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого разви-тия общества

владеет навыками

поддерживание безопасных условий жизнедеятельности обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах.

 
 
 
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
знает

особенностей и последствий влияния природных и антропогенных экологических факторов на здоровье человека, правила поведения при  возникновении чрезвычайных ситуаций

умеет

определять степень антропогенного воздействия на здоровье человека в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения

владеет навыками

разъяснения правил поведения при  возникновении чрезвычайных ситуаций при-родного и техногенного происхождения, в том числе оказания первой помощи.

 
 
 
 
 
Дисциплина  «Экология человека» является дисциплиной части, формируемой участниками образовательных отношений программы.

Изучение дисциплины осуществляется в 5семестре(-ах).

3. Место дисциплины в структуре образовательной программы 
Для освоения дисциплины «Экология человека» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин:
 
Биологическая защита экосистем

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая токсикология

Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка

Основы военной подготовки

Безопасность жизнедеятельностиЭкологическая токсикология

 
Биологическая защита экосистем

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая токсикология

Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка

Основы военной подготовки

Безопасность жизнедеятельностиБиологическая защита экосистем

 
Биологическая защита экосистем

Технологическая (проектно-технологическая) практика

Экологическая токсикология

Безопасность жизнедеятельности и военная подготовка

Основы военной подготовки

Безопасность жизнедеятельностиБезопасность жизнедеятельности

 
Освоение дисциплины «Экология человека» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Экологическая безопасность применения агрохимикатов
 
Экологический мониторинг
 
Устойчивое развитие
 
Экологическая сертификация
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Природные ресурсы Ставропольского края
 
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
 
4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 
Общая трудоемкость дисциплины «Экология человека» в соответствии с рабочим учебным планом и ее распределение по видам работ представлены ниже.
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Контактная работа с преподавателем, час
Самостоя-

тельная ра-

бота, час

Контроль,

час

Форма промежуточной аттестации (форма контроля)
лек-

ции

практические

занятия

лабораторные занятия
5
108/3
20
34
54
За
в т.ч. часов:

в интерактивной форме

4
6
 
 
Семестр
Трудоемкость

час/з.е.

Внеаудиторная контактная работа с преподавателем, час/чел
Курсовая работа
Курсовой проект
Зачет
Дифференцированный зачет
Консультации перед экзаменом
Экзамен
5
108/3
0.12
 
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отве-денного на них количества академических часов и видов учебных занятий 
Наименование раздела/темы
 
 
Количество часов
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Оценочное средство проверки результатов достижения индикаторов компетенций
Код индикаторов достижения компетенций
Семинарские занятия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 раздел. Раздел 1
1.
 
Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
5
6
6
4
1.1.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи, Реферат
УК-8.2, УК-8.3
 
Взаимодействие организма со средой обитания.
5
6
8
4
1.2.
4
Устный опрос, Реферат
УК-8.2, УК-8.3
 
Контрольная точка № 1
5
4
2
2
КТ 1
1.3.
Тест
УК-8.2, УК-8.3
 
Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.
5
10
10
6
1.4.
4
Устный опрос, Тест
УК-8.2, УК-8.3
 
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
5
6
8
4
1.5.
4
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, УК-8.3
 
Контрольная точка № 2
5
4
2
2
КТ 2
1.6.
Тест
УК-8.2, УК-8.3
 
Социальная адаптация.
5
8
8
4
1.7.
4
Реферат, Устный опрос
УК-8.2, УК-8.3
 
Обеспечения устойчивого развития общества
5
6
8
6
1.8.
2
Устный опрос, Практико-ориентированные задачи и ситуационные задачи
УК-8.2, УК-8.3
 
Контрольная точка №3
5
4
2
2
КТ 3
1.9.
Тест
УК-8.2, УК-8.3
 
Промежуточная аттестация
За
Итого
54
108
34
20
 
Итого
54
108
34
20
 
Тема лекции (и/или наименование раздел)

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Содержание темы

(и/или раздела)

5.1. Лекционный курс с указанием видов интерактивной формы проведения занятий
Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

 
Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
2/2
 
Взаимодействие организма со средой обитания.
Взаимодействие организма со средой обитания.
4/-
 
Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.
Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.
4/-
 
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
4/-
 
Социальная адаптация.
Социальная адаптация.
4/2
 
Обеспечения устойчивого развития общества
Обеспечения устойчивого развития общества
2/-
 
Итого
20
 
5.2.1. Семинарские (практические) занятия с указанием видов проведения занятий в интерактивной форме
Наименование

раздела

дисциплины

Формы проведения и темы занятий

(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)

Всего,

часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка

вид
часы
 
Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
Влияние биотических факторов среды на организм человека
Пр
4/-/-
 
Взаимодействие организма со средой обитания.
Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека
Пр
4/-/-
 
Контрольная точка № 1
Пр
2/-/-
 
Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.
Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Пр
6/2/-
 
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
Пр
4/2/-
 
Контрольная точка № 2
Пр
2/-/-
 
Социальная адаптация.
Адаптивные биологические ритмы человека и их роль во временной организации жизни
Пр
4/-/-
 
Обеспечения устойчивого развития общества
Определение биологического возраста человека
Пр
6/2/-
 
Контрольная точка №3
Пр
2/-/-
 
Итого
 
5.3. Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен
 
5.4. Самостоятельная работа обучающегося
Темы и/или виды самостоятельной работы
Часы

 
Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
6
 
Взаимодействие организма со средой обитания.
6
 
4
 
Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.
10
 
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
6
 
4
 
Социальная адаптация.
8
 
Обеспечения устойчивого развития общества
6
 
4
 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология человека» размещено в электронной информационно-образовательной сре-де Университета и доступно для обучающегося через его личный кабинет на сайте Университета. Учебно-методическое обеспечение включает:

1. Рабочую программу дисциплины «Экология человека».

2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экология человека».

3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).

4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)

5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).

Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:

№  п/п
Темы для самостоятельного изучения
Рекомендуемые источники информации

(№ источника)

основная

(из п.8 РПД)

дополнительная

(из п.8 РПД)

метод. лит.

(из п.8 РПД)

 
1
Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.. Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.
Л1.1
Л2.3
Л3.1
 
2
Взаимодействие организма со средой обитания.. Взаимодействие организма со средой обитания.
Л1.2
Л2.1
Л3.1
 
3
Контрольная точка № 1. 
Л1.4
Л2.3
Л3.1
 
4
Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.. Адаптация человека к различным природным и климатографическим условиям.
Л1.1
Л2.2
Л3.1
 
5
Адаптация человека к экстремальным условиям среды.. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.
Л1.3
Л2.3
Л3.1
 
6
Контрольная точка № 2. 
Л1.4
Л2.3
Л3.1
 
7
Социальная адаптация.. Социальная адаптация.
Л1.1
Л2.3
Л3.1
 
8
Обеспечения устойчивого развития общества. Обеспечения устойчивого развития общества
Л1.2
Л2.3
Л3.1
 
9
Контрольная точка №3. 
Л1.5
Л2.4
Л3.1
 
7. Фонд оценочных средств (оценочных материалов) для проведения промежуточной ат-тестации обучающихся по дисциплине «Экология человека»
 
7.1. Перечень индикаторов компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
 
 
Индикатор компетенции (код и содержание)
Дисциплины/элементы программы (практики, ГИА), участвующие в формировании индикатора компетен-ции
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
УК-8.2:Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, создает и поддерживает безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтах..
Безопасность жизнедеятельности
x
Природные ресурсы Ставропольского края
x
Устойчивое развитие
x
Экологически безопасное применение химических средств защиты растений 
x
УК-8.3:Разъясняет правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в том числе оказывает первую помощь.
Безопасность жизнедеятельности
x
 
7.2. Критерии и шкалы оценивания уровня усвоения индикатора компетенций, опреде-ляющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Экология человека» проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.

Промежуточная аттестация по дисциплине «Экология человека» проводится в виде Зачет.

За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)

Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.

 
Состав балльно-рейтинговой оценки студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения знания по осваиваемым компетенциям формируются на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной подготовки.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:

№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижения компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Тест
0
 
Итого
70
Результативность работы на практических/лабораторных занятиях
30
Посещение практических/лабораторных занятий
20
Посещение лекционных занятий
20
0
Сумма баллов по итогам текущего контроля
 
Критерии оценки знаний студентов
№ контрольной точки
Оценочное средство результатов индикаторов достижений компетенций
Максимальное количество баллов
 
5 семестр
 
КТ 1
Тест
0
 
КТ 2
Тест
0
 
КТ 3
Тест
0
 
Критерии и шкалы оценивания результатов обучения на промежуточной аттестации
При проведении итоговой аттестации «зачет» («дифференцированный зачет», «экзамен») преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет») по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.

В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.

При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку. 

 
По дисциплине «Экология человека» к зачету допускаются студенты, выполнившие и сдавшие практические работы по дисциплине, имеющие ежемесячную аттестацию и без привязке к набранным баллам. Студентам, набравшим более 65 баллов, зачет выставляется по результатам текущей успеваемости, студенты, не набравшие 65 баллов, сдают зачет по вопросам, предусмотренным РПД. Максимальная сумма баллов по промежуточной аттестации (зачету) устанавливается в 15 баллов
Критерии и шкалы оценивания ответа на зачете
Вопрос билета
Количество баллов
Теоретический вопрос
до 5
Задания на проверку умений
до 5
Задания на проверку навыков
до 5
Теоретический вопрос

5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.

4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.

3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и

 
последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.

Задания на проверку умений и навыков

5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.

4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.

2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.

1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

 
7.3. Примерные оценочные материалы для текущего контроля успеваемости и промежу-точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экология человека»
Контрольная работа №1

1Методы исследования экологии человека. Связь с другими дисциплинами.

2 Биологические потребности человека. Среда обитания человека.

3 Экологическая дифференциация человечества.

4 Адаптация человека к условиям Арктики и Антарктики

Типовой вопрос (оценка умений);

1.Природные факторы и их воздействие на организм.

2. Сдвиги барометрического давления.

3. Экологические аспекты хронобиологии.

4. Перестройка биоритмов под влиянием климатического фактора и сезонных колебаний,

пересечения часовых поясов при сдвинутых режимах труда и отдыха.

5. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим

Типовой вопрос (оценка навыков);

Совокупность особей одного вида является популяцией, если ….

- их численность несущественно изменяется во времени

- средой их жизни является вода

- у них происходит свободное скрещивание и образуется потомство

- они потребляют одинаковую пищу

Задание № 2.

Объединение волков стаи для охоты является примером эффекта …

 
- группы

- стаи

- массы

- вида

Проведите анализ. Приведите примеры.

- Адаптация к антропогенным факторам среды.

- Адаптация к городским и сельским условиям. Проблема стресса.

- Адаптация к различным видам трудовой деятельности

1.Предмет, методы, основные этапы развития экологии человека, её значение.

2.История становления науки.

3.Экология человека на современном этапе развития науки.

4.Методы исследования экологии человека.

1.Адаптация к антропогенным факторам среды. Физиологические реакции на загрязнение

среды.

2. Динамика численности населения, размещение населения на земном шаре, миграция

населения.

3.Физическая работоспособность и методы ее оценки.

4.Умственная работоспособность и ее пределы.

5.Утомление и переутомление, их профилактика.

6.Адаптация студентов к условиям обучения в вузе.

7.Адаптация к различным видам профессиональной деятельности

1 История изучения проблем экологии человека.

2. Экологические кризисы и катастрофы: история антропогенных экологических

кризисов, современный экологический кризис.

3. Система понятий в экологии человека. Аксиомы экологии человека.

4. Методологические основы экологии человека.

5. Экологическая дифференциация человечества. Нормы реакции и географические

условия среды.

6. Биологические, психологические и поведенческие механизмы адаптации

индивидуума к экстремальным условиям.

7. Воздействие состояния невесомости на организм человека, его последствия и

возможности адаптации к нему.

8. Гипотеза адаптивных типов населения. Механизмы образования адаптивных черт

и временная динамика адаптивных типов.

9. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости

человеческой популяции.

10. Онтогенез человека: рост, развитие и старение в различных экологических

условиях.

11. Влияние геофизических факторов.

12. Геохимические естественные факторы среды.

13. Воздействие комплекса природных условий.

14. Экология человека и водная среда обитания. Воздействие стихийных бедствий.

15. Преобразование природы и здоровье человека. Изменение ландшафтов в

результате антропогенной деятельности.

16. Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные

антропогенным загрязнением окружающей среды.

17. Проблемы качества жизни и экологической безопасности.

18. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных

экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека.

19. Иммунологические проблемы. Понятие о здоровом образе жизни. Культурно-

географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

20. Экологические последствия войн. Экологические последствия деятельности ВПК

и вооруженных сил в мирное время. Контроль за состоянием окружающей среды

21. Популяционные характеристики. Особенности пространственной структуры.

 
Урбанизации. Развитые и развивающиеся страны. Качество жизни и здоровье. Проблемы

питания и производства продовольствия.

22. Факторы, лимитирующие развитие человечества.

23. Технологическая цивилизация и биосфера.

24. Антропоэкологические аспекты освоения космоса.

25. Экологическое обоснование проектов: производственных, коммунальнобытовых,

культурных, природоохранных, иных объектов.

26. Антропоэкологическая информация и ее использование. Антропоэкологическое

прогнозирование.

27. Районирование по антропоэкологическим показателям. Географические

вариации «нормы» и профилактическая медицина.

28. Математическое моделирование в экологии человека.

29. Экология человека в сельской местности.

30. Экология человека в городской среде.

 
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 
а) Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
основная
 
Л1.1 Пушкарь В. С., Якименко Экология [Электронный ресурс]:Учебник; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 395 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=972302 
 
Л1.2 Ердаков Л. Н. Человек в биосфере [Электронный ресурс]:учеб. пособие ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 206 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=398952 
 
Л1.3 Ердаков Л. Н., Чернышова О. Н. Экология [Электронный ресурс]:учеб. пособие; ВО - Магистратура. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 360 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=423039 
 
Л1.4 Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова ,Т. М. Экология человека:практикум для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 112 с.
 
Л1.5 Лысенко И. О., Толоконников В. П., Коровин А. А., Гридчина Е. Б. Экология человека:курс лекций. - Ставрополь: АГРУС, 2013. - 747 КБ
 
дополнительная
 
Л2.1 Христофорова Н. К. Основы экологии [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: Издательство "Магистр", 2015. - 640 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=516565 
 
Л2.2 Разумов Экология [Электронный ресурс]:Учебное пособие; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2012. - 296 с. – Режим доступа: http://new.znanium.com/go.php?id=315994 
 
Л2.3 Прохоров Б. Б., Черковец М. В. Общая экология человека [Электронный ресурс]:учебник ; ВО - Бакалавриат. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 424 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=414716 
 
Л2.4 Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М. Экология человека:практикум для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 112 с.
 
б) Методические материалы, разработанные преподавателями кафедры по дисциплине, в соответствии с профилем ОП.
 
Л3.1 сост.: И. Н. Чадова, Т. Г. Зеленская, Е. Е. Степаненко, С. В. Окрут, И. О. Лысенко, В. А. Халикова ; Ставропольский ГАУ Экология человека:учеб.. пособие (курс лекций) для студентов вузов направления 05.03.06 - Экология и природопользование. - Ставрополь, 2021. - 1,18 МБ
 
Наименование ресурса сети «Интернет»
Электронный адрес ресурса
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необхо-димых для освоения дисциплины
 
Сайт Министерства природных ресурсов СК
https://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/ 
1
 
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Oсновными формами обучения студентов являются лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, выполнение рубежных контролей и консультации.

Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам с более углубленным рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены лабораторно-практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала. Кроме того, в течение семестра, по плану кафедры экологии и ландшафтного строительства, проводятся дополнительные консультации.

Освоение разделов учебного курса завершает выполнение контрольной работы или рубежного контроля. При изучении дисциплины студенты используют в полном объеме дидактические материалы, содержащиеся в учебно-методическом комплексе по дисциплины и библиотеке университета.

Для изучения и полного освоения программного материала по курсу «Социальная экология» должна быть использована учебная, справочная и другая литература, рекомендуемая кафедрой, а также профильные периодические издания.

Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.

Для освоения курса дисциплины студенты должны:

− изучить материал лекционных, практических и лабораторных занятий в полном объеме по разделам курса;

− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу;

− продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за курсом дисциплины во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.

Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.

Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:

− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,

− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и пр. мероприятиях,

− официально оформленный индивидуальный график посещения занятий.

Пропуски отрабатываются независимо от их причины. Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.

При оформлении индивидуального графика занятий, обучающийся получает задание у преподавателя.

Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения контрольных работ по теоретическому курсу дисциплины.

 
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства и информационных справочных систем (при необходимости).
 
11.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
2. Microsoft Windows Server STDCORE  AllLngLicense/Software AssurancePack Academic OLV 16Licenses LevelE AdditionalProduct CoreLic 1Year - Серверная операционная система
 
11.3 Перечень программного обеспечения отечественного производства
 
1. Kaspersky Total Security  - Антивирус
 
При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавателем используются следующие информационно справочные системы: СПС «Консультант плюс», СПС «Гарант».
 
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
 
№ п/п
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
Номер аудитории
Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы
1
Учебная аудитория для проведения занятий всех типов (в т.ч. лекционного, семинарского, практической подготовки обучающихся), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
90/АДМ

90/АДМ

специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,

специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,

86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
2
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, подтверждающее наличие материально-технического обеспечения, с перечнем основного оборудования
2. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
3. Учебная аудитория № 90/АДМ
90/АДМ
специализированная мебель на 24 посадочных места ,., телевизор Samsung – 1 шт., персональный компьютер – 1шт.,
4. Учебная аудитория № 86/АДМ
86/АДМ
специализированная мебель на 23 посадочных места, персональный компьютер – 12 шт., проектор Epson – 1 шт., экран – 1 шт.
5
Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций
 
13. Особенности реализации дисциплины лиц с ограниченными возможностями здоровья 
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

а) для слабовидящих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

в) для глухих и слабослышащих:

- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);

- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.

 
Рабочая программа дисциплины «Экология человека»  составлена на основе Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894).
Автор (ы)
 
_______________________ доцент , к.б.н Окрут Светлана васильевна
 
Рецензенты
 
_______________________ профессор , д.с/х.н Шутко Анна Петровна
 
Рабочая программа дисциплины «Экология человека» рассмотрена на заседании Кафедра экологии и ландшафтного строительства протокол № 31 от 18.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование
Заведующий кафедрой       _________________ Зеленская Тамара Георгиевна
Руководитель ОП  ___________________________     
Рабочая программа дисциплины «Экология человека» рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Институт агробиологии и природных ресурсов протокол № 8 от 19.04.2023 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС ВО и учебного плана по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование