УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аникуев С.В.
____________________________
____________________________
«___» _____________ 20___ г.
архитектурные решения для реализации информационных систем; платформу для разработки инфокоммуникационных систем
умеет
выбирать архитектурные решения для реализации информационных систем; платформу для разработки инфокоммуникационных систем
владеет навыками
навыками выбора архитектурных решений для реализации информационных систем; платформу для разработки инфокоммуникационных систем
программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
умеет
выбирать программные средства и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
владеет навыками
навыками выбора программных средств и ИКТ для проектирования, разработки, тестирования собственных программных средств
инфокоммуникационные системы и корпоративные сети предприятий
умеет
реализовывать и внедрять в опытную эксплуатацию инфокоммуникационные системы и корпоративные сети предприятий
владеет навыками
навыками разработки инфокоммуникационных систем и корпоративных сетей предприятий
Изучение дисциплины осуществляется в 6семестре(-ах).
час/з.е.
тельная ра-
бота, час
час
ции
занятия
в интерактивной форме
час/з.е.
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
(и/или раздела)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
раздела
дисциплины
(вид интерактивной формы проведения занятий)/(практическая подготовка)
часов / часов интерактивных занятий/ практическая подготовка
1. Рабочую программу дисциплины «Платформы и среды разработки информационных систем».
2.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем».
3. Методические рекомендации по выполнению письменных работ () (при наличии).
4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения (при наличии)
5. Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта) (при наличии).
Для успешного освоения дисциплины, необходимо самостоятельно детально изучить представленные темы по рекомендуемым источникам информации:
(№ источника)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
(из п.8 РПД)
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке, а также для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Платформы и среды разработки информационных систем» проводится в виде Зачет.
За знания, умения и навыки, приобретенные студентами в период их обучения, выставляются оценки «ЗАЧТЕНО», «НЕ ЗАЧТЕНО». (или «ОТЛИЧНО», «ХОРОШО», «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ-НО», «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» для дифференцированного зачета/экзамена)
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете приме-няется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретиче-ских и практических знаний и навыков студентов по дисциплине.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки, принятой в Университете студентам начисляются баллы по следующим видам работ:
В случае отказа – студент сдает зачет (дифференцированный зачет, экзамен) по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче (зачета, дифференцированного зачета, экзамена) к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на (зачете, дифференцированном зачете, экзамене) и сумма баллов переводится в оценку.
5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины или курса в соответствии с учебной программой, включая вопросы рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины. Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по экзаменационному заданию (билету) и дополнительным вопросам, заданных экзаменатором. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины или курса, не отраженному в основном экзаменационном задании (билете) и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на вопросы экзаменационного задания и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
1 балл дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
0 баллов - при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Задания на проверку умений и навыков
5 баллов Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет без замечаний. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
4 балла Задания выполнены в обозначенный преподавателем срок, письменный отчет с небольшими недочетами.
2 баллов Задания выполнены с задержкой, письменный отчет с недочетами. Работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы.
1 баллов Задания выполнены частично, с большим количеством вычислительных ошибок, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
0 баллов Задания выполнены, письменный отчет не представлен или работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
1. Платформы серверов ИС и их аппаратно-программные характеристики.
2. Характеристики аппаратно-программных платформ ИС и их виды.
3. Open Source WEB сервер Apache и его характеристики. Характеристики IIS (Internet Information Server от Microsoft).
4. Брандмауэры. Прокси-серверы.
5. Серверы приложений. Двухзвенная и трехзвенная архитектура клиент-сервер. Общая схема сервера приложений. Интерфейс сервера приложений.
6. Тонкий, толстый клиент. Хранимые процедуры сервера приложений. Серверы безопасности и их функции.
7. Администрирование серверного программного обеспечения, решаемые задачи и используемые приемы. Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования.
8. Эксплуатация серверного программного обеспечения ЛВС и ее особенности.
9. Управление операционной системой с помощью консоли.
10. Настройка и эксплуатация файлового сервера. Настройка и эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.
11. Виды клиентского программного обеспечения. Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Типовое клиентское программное обеспечение и его характеристики.
12. Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Использование типового клиентского программного обеспечения. Технология СОМ.
13. Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения.
14. Адаптация клиентской части ПО для решения поставленной задачи.
15. Средства автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем, их
16. Основные фазы проектирования информационной системы. Основные процессы жизненного цикла.
17. Методология и технология разработки информационных систем. Методология
18. RAD. Фазы жизненного цикла в рамках методологии RAD.
19. Понятие профиля информационной системы. Принципы формирования профиля информационной системы. Структура профилей информационных систем.
20. Корпоративные стандарты и методики: виды стандартов. Методика CDM фирмы
21. Oracle. Международный стандарт ISO/IEC 12207.
22. Различные платформы разработки приложений.
23. Платформа Java.
24. Инфраструктура платформы .NET Framework. NET-приложения и исполняемый модуль.
25. Виртуальная машина платформы .NET Framework. Сборка приложений.
26. Разработки приложений IDE с использованием с использованием управляющих элементов (кнопки, переключатели, текстовые поля, списки, меню, подсказки и
27. др.).
28. Алгоритм разработки базы данных на платформе Visual Studio.
29. Особенности разработки распределенных приложений корпоративного типа. Технология MicrosoftRemoting.
Темы рефератов
1. Информационные технологии управления.
2. Информационные технологии поддержки принятия решений.
3. Экспертные системы.
4. Представление знаний и вывод на знаниях.
5. Электронный офис.
6. Технология электронного документооборота
7. Технологии интернет, интранет. Беспроводные технологии.
8. Понятие и свойства распределенной системы. Технологии
распределенной обработки данных.
9. Объектно-ориентированные технологии распределенной обработки.
10. Основы функционирования протокола TCP/IP (IP-адрес, маска
подсети, основной шлюз; деление на подсети с помощью маски подсети;
введение в IP-маршрутизацию; утилиты TCP/IP).
11. Служба DNS (домены, зоны; зоны прямого и обратного просмотра;
основные и дополнительные зоны; рекурсивный и итеративный запросы на
разрешение имен). Диагностические утилиты TCP/IP и DNS
12. Эталонная модель внутри- и межсетевого взаимодействия. Семь
уровней модели OSI. Принципы организации глобальной вычислительной сети.
13. Браузеры: Mosaic, Lynx, Netscape Communicator, Netscape Navigator,
Microsoft Internet Explorer, Opera, NeoPlanet и другие. Краткая характеристика,
особенности интерфейса, возможности, достоинства и недостатки, условия
распространения.
14. Почтовые клиенты: Microsoft Outlook Express, The Bat, Mozilla
Thunderbird Mail, Foxmail, Eudora и другие.
15. Обзор сетевых протоколов NetBEUI, IPX/SPX; служб DHCP, WINS,
RRAS.
16. Мониторинг сетевых устройств. Мониторинг серверов (просмотр
событий, аудит, мониторинг производительности, определение узких мест).
помощью консоли.
17. Служба каталогов Active Directory.
18. ПО для обслуживания электронной почты. Принципы организации
службы электронной почты. Microsoft Exchange Server: поддерживаемые
протоколы передачи сообщений, базы данных службы обмена сообщениями,
сетевые конференции.
процессов. MRP/ERP системы
1. Основные типы архитектур:
1. Business architecture
2. Information Technology Architecture
3. Data Architecture
4. Application Architecture
5. Software Architecture
6. Hardware Architecture
7. Problem Architecture
8. Solution Architecture
9. Enterprise Architecture
10. Organization Architecture
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
Ответ: 6
2.__________ структура информационно-управляющей системы
Ответ: обобщенная
3. Концептуальная модель функционирования …..
Ответ: СУП
4. Компоненты информационно-управляющей системы:
1. ИД, ОБД, БДХПР,
2. ПО, ГО, ЧМИ
3. ОГД, ИД, ПО
4. ПРО, ЧМИ, ОБД
5. ОХД, ГО, БДХПР
6. ОИД, ОГД, ГО
7. БДХПР, ПО, ОБД
8. ЧМИ, ОЖД, ПО
Ответ: 1
Ответ: 2
5. Системы управления ….
Ответ: процессом
Ответ: процессами
6. Примеры систем мониторинга и управления ресурсами:
1. управления складами, банковские, управления документооборотом
3. управления глобальными сетями, управления складами
4. платежные, управления предприятиями, банковские
5. управления документооборотом, управление данными
6. управление окружающей средой, анализ данных, банковские
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
7. ________ организация системы управления процессами организации
Ответ: трехуровневая
8. Типовые объекты эталонной модели доступа:
1. файлы, директории, дисковые тома
2. сетевые объекты, почтовые ящики, очереди сообщений
3. субъекты, базы данных, файлы, папки
4. почтовые папки, сетевые субъекты, дисковые тома
5. директории, сетевые объекты, базы данных
6. файлы, директории, сетевые субъекты
7. сетевые объекты, почтовые ящики, базы данных
Ответ: 1
Ответ: 2
9. Стили проектирования:
1. Calendar-driven
2. Requirements- driven
3. Documentation-driven
4. Quality-driven
5. Architecture-driven
6. Object-driven
7. Network-driven
8. Postal-driven
9. Organizational-driven
10. Available-driven
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
10. Установите соответствие между основными характеристиками архитектур распределенных систем и их значениями?
совместное использование ресурсов
match: распределенные системы используют аппаратные и программные ресурсы
открытость
match: возможность расширения системы путем добавления новых ресурсов
параллельность
match: несколько процессов одновременно выполняются на разных компьютерах в сети
масштабируемость
match: возможность добавления новых свойств и методов
отказоустойчивость
match: дублирование информации и устойчивость к некоторым аппаратным и программным
прозрачность
match: полный доступ к ресурсам в системе
11. Ценность архитектуры «файл-сервер»:
1. многопользовательский режим работы с данными
2. удобство централизованного управления доступом
3. низкая стоимость разработки
4. высокая скорость разработки
5. невысокая стоимость обновления и изменения ПО
6. последовательный доступ
7. низкая возможность подключения новых клиентов
8. не высокая производительность
9. отсутствие гарантии целостности
10. ненадежность системы
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
12. Ценность архитектуры Client-server:
1. возможность распределять функции вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети
2. обеспечение контроля полномочий
3. доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа
4. поддержка многопользовательской работы
5. гарантия целостности данных
6. неработоспособность сервера делает неработоспособной всю ВС
7. администрирование данной системы требует квалифицированного профессионала
8. высокая стоимость оборудования
9. бизнес-логика приложений осталась в клиентском ПО
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
13. Архитектура называется…..
Ответ: многозвенная
Ответ: многозвенной
14. Ценность EJB:
1. быстрое и простое создание
2. Java-оптимизация
3. кроссплатформенность
4. динамическая загрузка компонент-переходников
5. возможность передачи объектов по значению
6. встроенная безопасность
7. поддержка языка Java
8. трудность интегрирования с существующими приложениями
9. плохая масштабируемость
11. отсутствие международной стандартизации
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
Ответ: 6
15. Ценность DCOM:
1. независимость от языка
2. динамический/статический вызов
3. динамическое нахождение объектов
4. масштабируемость
5. открытый стандарт
6. множественность
7. сложность реализации
8. зависимость от платформы
9. нет именования через URL
10. нет проверки безопасности на уровне выполнении ActiveX компонент
11. отсутствие альтернативных разработчиков
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
Ответ: 6
16. Ценность CORBA:
1. платформенная независимость
2. языковая независимость
3. динамические вызовы
4. динамическое обнаружение объектов
5. масштабируемость
6. CORBA-сервисы
7. широкая индустриальная поддержка
8. нет передачи параметров по значению
9. отсутствует динамическая загрузка компонент-переходников
10. нет именования через URL
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
Ответ: 6
Ответ: 7
17. Установите соответствие между архитектурными стилями и их назначением?
Потоки данных
match: системы пакетно-последовательной обработки
Вызов с возвратом
match: объектно-ориентированные системы
Независимые компоненты
match: системы, управляемые событиями
Централизованные данные
match: системы, использующие принцип классной доски
match: системы, основанные на правилах
18. Установите соответствие между паттернами и их описанием?
Концептуальный
match: относится к приложению в целом или крупным подсистемам ИС
Проектирования
match: описывает решение общих проблем в конкретном контексте
Программный
match: используются низкоуровневые понятия
Архитектурный
match: описывает структуру программной системы
Системный
match: позволяет получить улучшенные архитектурные решения
Структурный
match: применяется для разделения и объединения элементов приложения
Поведенческий
match: применяется для передачи управления в системе
Производящий
match: предназначен для создания объектов в системе
Параллельного программирования
match: совместное использование ресурсов и управление доступом к ресурса
19. Установите соответствие между антипаттернами и их свойствами?
Дым и зеркала
match: Демонстрация того, как будут выглядеть ненаписанные функции
Раздувание
match: Разрешение последующим версиям системы требовать все больше и больше ресурсов
Функции для галочки
match: Превращение программы в конгломерат плохо реализованных и не связанных между собой функций
Неопределенная точка зрения
match: Представление модели без спецификации ее точки рассмотрения
Большой комок грязи
match: Система с нераспознаваемой структурой
Раздувание интерфейса
match: Изготовление интерфейса очень мощным и очень трудным для осуществления
Божественный объект
match: Концентрация слишком большого количества функций в одной части системы
Полтергейст
match: Объекты, чье единственное предназначение - передавать информацию другим объектам
Действие на расстоянии
match: Неожиданное взаимодействие между широко разделенными частями системы
Накопить и запустить
match: Установка параметров подпрограмм в наборе глобальных переменных
20. Установите соответствие между фреймворками и их свойствами?
Архитектурные
match: используются для описаний архитектур
Промежуточные
match: используются для интеграции распределенных приложений и компонентов
Ориентированные на приложения
match: используются для поддержания процесса разработки систем
Инфраструктурные
По принципу белого ящика
match: определяется через интерфейсы объектов, которые разработчик может добавлять в систему
По принципу черного ящика
match: в качестве основных механизмов формирования приложения выступают композиция компонентов и параметризация
Уровня приложения
match: обеспечивают полный набор функций, которые реализуются типовыми приложениями
Уровня домена
match: используются для создания приложений, относящихся к определенному предметному домену
22. Установите соответствие между терминами ответов функционирования организации по фреймворку Захмана и их вопросами?
используемые данные
match: что?
процессы и функции
match: как?
места выполнения процессов
match: где?
организации и персоналии
match: кто?
управляющие события
match: когда?
цели и ограничения, определяющие работу системы
match: почему?
23. Уровни по фреймворку Захмана:
1. контекста
2. бизнес-описаний
3. системный
4. технологический
5. технический
6. реальной системы
7. бизнес-процессов
8. архитектурный
9. физический
10. базовый
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
Ответ: 6
24. DCE включает следующие основные сервисы:
1. служба распределенных файлов
2. служба каталогов
3. служба распределенного времени
4. поддержка работы с нитями
5. вызов удаленных процедур и аутентификация
6. служба безопасности
7. файловый
9. бизнес-описаний
10. технический
Ответ: 1
Ответ: 2
Ответ: 3
Ответ: 4
Ответ: 5
Ответ: 6
Ответ: 7
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данного междисциплинарного курса. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом
Конспекты лекций контролируется преподавателем
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания.
В каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия
- для закрепления теоретического материала;
- изучить лекционный материал по данной теме;
- разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
- уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируются преподавателем.
3.Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
- конспектирование (составление тезисов) лекций;
- выполнение контрольных работ, коллоквиума;
- решение задач;
- работу со справочной и методической литературой;
- защиту выполненных работ;
- участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
- подготовки к лабораторным занятиям;
- изучения учебной и научной литературы;
- решения задач, выданных на практических занятиях;
- подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
- подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по междисциплинарному курсу и контролируется преподавателем
Рекомендации по подготовке к зачету
Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине является зачет с оценкой.
Зачет с оценкой, на который явка обязательна, проводится согласно расписанию учебных занятий. Зачет с оценкой является формой отчетности, фиксирующей, что студент выполнил необходимый минимум работы по освоению определенного раздела образовательной программы.
Подготовка к зачету с оценкой и успешное освоение материала дисциплины начинается с первого дня изучения дисциплины и требует от студента систематической работы:
1) не пропускать аудиторные занятия (лекции, лабораторные занятия);
2) активно участвовать в работе семинаров (выступать с сообщениями, проявляя себя в выполнении всех видов заданий – устном опросе, творческих заданиях, в решении и обсуждении контекстных задач, в деловой игре, выполнять все требования преподавателя по изучению курса, приходить подготовленными к занятию).
а) для слабовидящих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- задания для выполнения на промежуточной аттестации зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге, надиктовываются ассистенту;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- студенту для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
в) для глухих и слабослышащих:
- на промежуточной аттестации присутствует ассистент, оказывающий студенту необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей (он помогает занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, в том числе записывая под диктовку);
- промежуточная аттестация проводится в письменной форме;
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по желанию студента промежуточная аттестация может проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по желанию студента промежуточная аттестация проводится в устной форме.